Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

«ИСКУССТВО ПРИНАДЛЕЖИТ НАРОДУ...»

Весть о победе Октябрьской революции в Петрограде в Тамбовскую губернию пришла в тот же день. В Петроград была послана приветственная телеграмма. 27 октября большевики создали в Козлове ревком — первый в губернии. Совет рабочих и солдатских депутатов постановил взять власть в свои руки. Несколько месяцев продолжалась борьба за власть Советов в Тамбовской губернии. К весне 1918 года Советская власть была установлена во всех уездах. Наступил период ее упрочения.

Тамбовское музыкальное училище непосредственного участия в революционных событиях не принимало. Однако социальный состав учащихся, многолетняя борьба С.М. Старикова за право неимущих на образование и многочисленные концертные выступления перед рабочими и солдатами говорили о сочувственном отношении музыкантов к революционному движению в России.

Тамбовское отделение РМО, как и русское музыкальное общество в целом, продолжало существовать до конца 1917 года. Начало же концертного сезона 1917—1918 годов ознаменовалось проведением только ученических вечеров. Из-за полной невозможности устраивать музыкальные собрания и приглашать солистов из других городов ученические вечера делали открытыми — «публичными». Их могли посещать все.

В начале 1918 года Советская власть упразднила дирекцию РМО, избавив таким образом музыкальные учебные заведения от сковывающей опеки. Согласно декрету Совета Народных Комиссаров от 12 июля 1918 года они передавались в ведение Народного комиссариата просвещения. Тамбовское музыкальное училище через некоторое время преобразовалось в Народную консерваторию, широко развернувшую концертную деятельность, которая приняла совсем иной характер по сравнению с дореволюционным временем. Концерты давались на промышленных предприятиях, в красноармейских казармах, для населения города.

В августе 1918 года на первом губернском съезде культурно-просветительских организаций был создан губернский Пролеткульт, призванный возглавить музыкальную жизнь всей Тамбовской губернии. При Пролеткульте организовалась музыкально*хоровая студия с классами сольного и хорового пения, фортепиано, гитары, балалайки. При студии работали духовой оркестр и оркестр балалаечников. Руководили студией Д. С. Васильев-Буглай и его помощники Е. А. Поздняков и Г. А. Сметанин. Благодаря им Тамбовский Пролеткульт избежал тех ошибок в постановке музыкальной работы, которые были допущены создателями этой организации. На учете в Пролеткульте состояли все музыканты города. Преподаватели консерватории руководили хоровыми и музыкальными кружками. Многие учащиеся пели в хорах, с которыми в период гражданской войны Д. С. Васильев-Буглай и Г. А. Сметанин разъезжали по фронтам с агитвагоном. Г.А. Сметанин (1894—1952 гг.) родился и получил начальное музыкальное образование в Тамбове. В 1918 году окончил класс композиции Саратовской консерватории и начал свою педагогическую, композиторскую и общественную деятельность в Тамбове.

Солидный штат педагогов, большой и хороший состав учащихся, наличие симфонического оркестра с многолетним стажем концертной деятельности явились основанием для Переименования Народной консерватории в Тамбовскую государственную консерваторию. Она стала центром музыкального округа, объединившего Тамбовскую, Орловскую, Воронежскую, Курскую и Брянскую губернии. Заведующим Тамбовским музыкальным округом был назначен С. М. Стариков.

Октябрьская революция открыла трудящимся дорогу к музыкальному образованию. Уже в первые годы Советской власти выросла сеть музыкальных учебных заведений. В Тамбовском музыкальном округе открылись двадцать школ общего и специального музыкального образования. В музыкальные школы пришли дети красноармейцев, рабочих, крестьян, служащих.

1919—1921 годы были тяжелыми и тревожными для губернии. В августе 1919 года, прорвав фронт в районе Новохоперска, конный корпус деникинской армии под командованием генерала Мамонтова вышел в тыл Южного фронта. Во второй половине августа мамонтовцы заняли Тамбов, Козлов, Лебедянь, Елец, в начале сентября — Грязи. Оккупанты громили партийные и советские учреждения, подвергали насилию и грабежу местных жителей. По указанию ЦК партии был создан специальный штаб по борьбе с Мамонтовым. В Тамбовскую губернию прибыли воинские части. Они остановили рейд Мамонтова.

Через восемь месяцев в губернии (в Кирсановском уезде) начался антисоветский кулацко-эсеровский мятеж, возглавленный Антоновым. Мятеж охватил Козловский, Борисоглебский и Моршанский уезды.

По указанию В. И. Ленина для подавления мятежа в губернию прислали части Красной Армии — кавалерийскую бригаду Г. И. Котовского и особую сводную группу войск И. П. Уборевича. Командующим войсками был назначен М. Н. Тухачевский. К осени мятеж был разгромлен, но остатки банды, рассеявшись по лесам, продолжали действовать!

Классовая борьба в деревне во время антоновского мятежа в Тамбовской губернии нашла правдивое отражение в романе Н. Вирты «Одиночество» (1935 г.), на основе которого создана опера Т. Хренникова «В бурю» (1939 г.).

И все же, несмотря на напряженную обстановку, концертный отдел Тамбовского музыкального округа сумел организовать постоянные симфонические и камерные концерты для рабочих, красноармейцев и трудящихся деревни. Кроме того, симфонический оркестр, состоявший из преподавателей и учащихся консерватории (60 человек), в июле 1920 года совершил концертную поездку по территории округа. Концертировали в Козлове, Грязях, Воронеже, Курске, Орле, Ельце и Усмани. Выступали на Бежецком заводе бронепоездов и стекольном заводе в Брянске и перед рабочими железнодорожных депо в разных городах.

В 1920 году при консерватории открылась оперная студия, превратившаяся через год в постоянную оперную труппу со штатом более ста человек. Режиссуру вели преподаватели М. Ф. Салтыков и Л. С. Коган. В качестве солистов выступали М. Завитаева и А. Крылов, воспитанники Тамбовской консерватории. На главные роли приглашали певцов из Москвы: Лабинского, Бочарова, Баталину, Коломийцеву, Миклашевскую, Максакову и др. Руководил оперными постановками и дирижировал Стариков. Два-три раза в неделю в драматическом театре им. А. В. Луначарского (Здание бывшего Дворянского собрания) ставили оперы, в остальные — драмы.

Опера в Тамбове просуществовала до конца 1925 года. Тамбовская публика прослушала «Аиду», «Травиату, «Риголетто», «Пиковую даму», «Евгения Онегина», «Фауста», «Демона», «Русалку», «Бориса Годунова»; «Севильского цирюльника», «Гугенотов», «Паяцев» (Леонкавалло), «Сельскую честь» (Масканьи), «Сын мандарина» (Кюи), «Дочь кардинала» (Галеви) и оперетты — «Гейшу» (С. Джонса), «Ночь в Венеции» (И. Штрауса) и «Корневильские колокола» (Р. Планкетта).

В 1922 году музыкальные округа ликвидировались. Тамбовская государственная консерватория была преобразована в Музыкальный техникум (в 1936 году введено название «Музыкальное училище») с четырехгодичным обучением. При нем — трехгодичная музыкальная школа и двухгодичные рабочие курсы. К началу 1939—1940 учебного года рабочие курсы были упразднены. Техникум имел отделения: инструкторско-педагогическое и исполнительское. Первое готовило работников для массовой музыкальной работы в общеобразовательных школах, на заводах и других предприятиях. Второе — преподавателей специальных классов и лсполнителей. В 20-е годы на исполнительском отделении Тамбовского музыкального техникума учились Г. Мушель, В. Желобинский, И. Дзержинский, Н. Чаплыгин, Ф. Мамонтов и Ю. Реентович, через несколько лет занявшие места в первых рядах советских музыкантов.

Г. А. Мушель, окончив в 1936 году Московскую консерваторию, уехал в Узбекистан и скоро стал играть важную роль в развитии узбекского национального искусства, являясь одним из основоположников узбекской советской музыки. В 1944 году композитору присвоено звание заслуженного деятеля Узбекской ССР, а в 1976 году он стал профессором Ташкентской консерватории. В. В. Желобинский вошел в число ведущих композиторов Ленинграда. Написав в 30-е годы оперы «Именины», «Мать» и народно-историческую музыкальную драму «Камаринский мужик», он завоевал признание и был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Опера И. И. Дзержинского «Тихий Дон» (1934 г.) приобрела историческое значение в развитии советской реалистической оперы. Правительство наградило Дзержинского орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени. В 50-е годы он получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР и стал (лауреатом Государственной премии СССР. Заслуги Н. П. Чаплыгина, ставшего композитором и музыкальным деятелем (и главным редактором центрального музыкального вещания Всесоюзного радио), отмечены орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды и Отечественной войны II степени и званием заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Певец Ф. М. Мамонтов — заслуженный артист РСФСР, начавший певческую карьеру в 1932 году, более тридцати лет (1944—1975 годы) являлся солистом Государственного академического хора русской песни СССР, руководимого А. В. Свешниковым. Ю. М. Реентович стал широко известен как художественный руководитель ансамбля скрипачей Большого театра СССР. С 1976 года он народный артист РСФСР.

Концертная деятельность Музыкального техникума с каждым годом становилась шире и многообразней. Постоянными участниками вечеров являлись симфонический оркестр, педагогические камерные ансамбли, пианисты С.М. Стариков, А.А. Полторацкий (Окончил Петербургскую консерваторию и в 1918 году начал педагогическую деятельность в Тамбовском музыкальном техникуме. А.А. Полторацкий — внук Е.П. Бакуниной и друга А.С. Пушкина — А.А. Полторацкого), скрипачи И. И. Клейнгольд, М. Н. Реентович, виолончелист Р. П. Канунов и учащиеся Г. Мушель, В. Желобинский (ученики С. М. Старикова), Ф. Мамонтов и Ю. Реентович. В то же время выступали и приглашенные известные певцы и музыканты — солистка Большого театра СССР Е. К. Катульская, камерная певица К. Г. Арле-Тиц, скрипач Б.О. Сибор и другие.

В 1927 году камерным и симфоническим концертами отмечалось столетие со дня смерти Бетховена. Исполняли Пятую симфонию, Скрйпичный концерт, увертюры «Эгмонт», «Леонора» № 3 и «Кориолан», «Крейцерову сонату», 6-й Квартет, шотландские песни.

Необычным для Тамбова того времени был авторский концерт композитора Г. А. Сметанина, имевшего в своем багаже произведения разных жанров. В программу вечера вошли симфоническая поэма «Экстаз», 1-я Симфония, фортепианная «Соната-фантазия» и вокально-симфоническая баллада «Рабочий дворец».

В 1929 году, несколько лет спустя после того, как в Тамбове перестала существовать постоянная оперная труппа, Музыкальный техникум занялся постановкой опер под управлением С. М. Старикова. В это время, в связи с тридцатипятилетием артистической, общественной и педагогической деятельности за большие заслуги в развитии местной музыкальной культуры Старикову было присвоено звание «Герой труда».

До середины 30-х годов прошли спектакли: «Свадьба Фигаро», «Демон», «Евгений Онегин», «Борис Годунов».

Техникум располагал нужными для этого исполнительскими силами. Хороши были в роли Татьяны Т. Бо- городицкая и Л. Пелешевская, Д. Коростелев — в роли Онегина, В. Рожков — Фигаро, А. Петров — Демона, Ф. Мамонтов — в роли Бориса и Пимена и С. Перелыгин — в роли Самозванца и Шуйского в «Борисе Годунове».

Организаторы концертной жизни в Тамбове, заботясь о музыкальном просвещении народных масс, широко пропагандировали классическое искусство. Они руководствовались, ленинским положением о том, что искусство должно принадлежать народу, что ему нужно настоящее, великое искусство, «которое выражено так ясно, что всем понятно», и «имеет своей темой нечто значительное и важное для трудящейся массы народа, а не для праздного меньшинства» (В. Бонч-Бруевич. Ленин в Петрограде и Москве. Госполитпздат, 1956, с. 35).

Где бы ни выступали тамбовские музыканты, свои программы они строили на основе «хорошей» музыки. Например, 21 января 1931 года программа вечера, посвященного памяти В. И. Ленина, состояла из сочинений Баха, Бетховена, Вагнера, Шехтера, Коваля, Васильева-Буглая. А на концерте 24 января 1Э31 года симфонический оркестр играл фрагменты из балета Чайковского «Лебединое озеро» и «Украинский казачок» Даргомыжского. Солисты пели и играли произведения Варламова, Венявского, Глазунова, Глиэра и Шехтера.

Огромную музыкально-просветительную работу вел Музыкальный техникум в 30-е годы. Циклы «очередных» симфонических и камерных концертов проводились ежегодно. До открытия в Тамбове филармонии (1937 г.) Музыкальный техникум был единственным в области учреждением, дававшим концерты. Техникум имел право приглашать видных певцов и музыкантов и делать концерты платными. В Тамбов приезжали А. С. Пирогов, Г. В. Жуковская, П. И. Словцов, П. И. Селиванов, А. Б. Гольденвейзер, Ванда Ландовская, З.А. Каменская, Г. Д. Цомык. В программах концертов появляются новые примечательные имена учащихся — пианиста В. Мержанова и скрипача М. Курдюмова, которые вошли потом в плеяду выдающихся советских исполнителей и педагогов.

После Тамбовского музыкального техникума (1936 г.) В. К. Мержанов окончил Московскую консерваторию по классу профессора С. Е. Фейнберга и в 194.5 году занял первое место на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в Москве. Теперь он заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор Московской и Варшавской консерваторий. М. В. Курдю- мов, окончив Московскую консерваторию (по классу профессора Д. М. Цыганова), в 1941 году добровольцем ушел на фронт и стал кавалером ордена Славы. После Великой Отечественной войны он посвятил себя педагогической деятельности. М. В. Кудрюмов — доцент Московской консерватории, автор ряда редакций произведений скрипичного репертуара и методических очерков и директор Центральной музыкальной школы при Московской консерватории.

В 1932 году циклом симфонических и камерных концертов и постановкой оперы «Борис Годунов» отмечалось пятидесятилетие тамбовского музыкального учебного заведения. Это был последний год деятельности и жизни С. М. Старикова (умер в 1933 году).

Среди музыкальных вечеров особенно интересным был концерт Реентовичей Бориса и Юлия, в то время артиста оркестра Большого театра СССР. Виолончелист и скрипач преподнесли тамбовцам разнообразнейшую программу, состоявшую из сочинений Баха, Генделя, Чайковского, Римского-Корсакова, Фреско- бальди-Кассадо, Сарасате, Форе-Казальса, Франка, Бетховена, Равеля, де-Фалья, Мошковского, Поппера и Желобинского. Преподаватели техникума могли гордиться своими питомцами, ставшими мастерами исполнительского искусства.

Список произведений, прослушанных тамбозцами в 30-е годы, бесконечен. Исполнялась музыка всех вошедших в историю русских и зарубежных композиторов. Произведения советских авторов исполнялись реже. Поэтому концерт современной музыки, данный пианистом и композитором В. Желобинским 29 августа 1935 года в зале Музтехникума, имел особое значение. Желобинский играл свои сочинения: Сонату, Прелюдии и пять пьес («Раздумье», «Каприс», «Песня», «Пейзаж» и «Марш»), произведения С. Прокофьева (4-я Соната, «Мимолетности» и «Скерцо»), Д. Шостаковича (Прелюдии), Сонату тамбовского композитора Ф. М. Кадичева.

Это было первое знакомство тамбовцев с серьезной музыкой своих современников.

В целях развития советской музыкальной культуры с 1923 года в нашей стране начали проводиться республиканские конкурсы музыкантов-исполнителей, на которых выявлялись молодые таланты и вместе с тем проверялась постановка музыкального образования. Несколько позже стали организовываться конкурсы на создание лучших песен (и других сочинений), конкурсы баянистов и самодеятельных музыкальных кружков. В мае 1933 года проводился первый Всесоюзный конкурс' пианистов, скрипачей, виолончелистов и вокалистов, положивший начало систематическому проведению Всесоюзных конкурсов музыкантов-исполнителей. В то же время в музыкальную жизнь вошли городские и областные смотры молодых музыкальных дарований.

В Тамбове первый такой смотр состоялся в конце декабря 1933 года. Он устраивался в связи с приближавшимся. областным конкурсом музыкальных дарований ЦЧО, назначенным на январь 1934 года.

Для участия в смотре техникум отобрал лучших учащихся всех классов. Среди них были ученики А. А. Полторацкого — В. Мержанов, В. Сеславинский и Л. Румянцев, сильная группа скрипачей — учеников М. Н. Реентовича (В 1934 году за многолетнюю артистическую и педагогическую деятельность М. Н. Реентовичу присвоено звание заслуженного артиста РСФСР) — и молодые педагоги С. М. Глаголев и В. С. Иванов. Все они участвовали потом в областном конкурсе, проводимом в Воронеже. Их успешное выступление говорило о хорошей постановке работы в Тамбовском музыкальном техникуме.

В феврале 1937 года в Воронеже состоялся конкурс на лучшее исполнение советской музыки. Конкурс ставил своей целью пропаганду и популяризацию советского музыкального творчества и укрепление связей композиторов Воронежского отделения Союза композиторов с исполнителями. В конкурсе участвовали преподаватели и учащиеся музыкальных училищ Тамбова, Воронежа и Мичуринска, певцы и музыканты Воронежского областного радиокомитета. Первая премия осталась не присужденной. Вторую получил В. Сеславинский, блестяще сыгравший «Сонату-фантазию» Г. А. Сметанина, две третьи присудили тоже тамбовцам — певице Л. Пелешевской и трубачу И. Заливину.

Это была крупная победа юных тамбовских музыкантов.

В училище в то время образовалось шесть отделений: фортепианное, вокальное, дирижерско-хоровое, отделения струнно-смычковых, народных и духовых инструментов. Осенью 1939 года открылся класс баяна, привлекший в училище сельскую и рабочую молодежь.

Долгое время даже в среде музыкантов недооценивали баян, считая невозможным исполнение на нем серьезной классической музыки, без чего нельзя воспитать музыканта. Прибывший в Тамбов преподаватель-баянист И. А. Патютков, выступив в концерте с исполнением сочинений Баха, рассеял ложное представление об этом инструменте. Органный характер звучания баяна был открытием для слушателей. Скоро класс баяна стал многочисленным и расширил возможности подготовки квалифицированных музыкальных работников для села.

Изменилась и структура школы. В ней образовалось три отделения: фортепианное и скрипичное с семилетним сроком обучения, отделение виолончели (пять лет) и трехгодичное отделение духовых и народных инструментов. Таким образом, школа стала готовить кадры почти по всем специальностям.

Весной 1941 года произошло разделение училища и школы на два самостоятельных учреждения. Но до 1957 года они по-прежнему оставались в одном здании. До 1954 года директором школы (школа № 1) был Н. Г. Пахомов. С осени 1954 года — виолончелист Ю. П. Попов.

Из книги: Емельянова Н.Н. Музыкальные вечера. Хроника музыкальной жизни Тамбовского края за 100 лет. Воронеж, Центрально-Черноземное книжное издательство, 1977.

Уважаемые посетители сайта!

Если информация, представленная на нашем сайте была для Вас полезной и интересной, просим Вас внести свою скромную лепту и поддержать этот некоммерческий проект:

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz