Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

СТРАНИЦЫ ПРОШЛОГО

Тамбов основан в 1636 году как город-крепость пограничной оборонительной линии южной окраины Русского государства. В 1719 году была учреждена Тамбовская провинция (сначала она входила в состав Азовской губернии, а с 1732 года — Воронежской). Тамбов стал ее главным городом. В 1779 году образовалось Тамбовское наместничество, центром которого являлся Тамбов. В 1796 году Тамбов стал губернским центром.

В середине XIX века Тамбову было немногим более двух веков. Город, хотя и был центром губернии, имел вид захолустья. Несколько десятков лет в городском управлении стоял на очереди вопрос о мощении улиц. Из всей площади, которую следовало привести в порядок, 20 тысяч квадратных саженей находилось в ведении города и 33 тысячи приходилось на долю домовладельцев. Каждому из них полагалось замостить булыжным камнем участок напротив своего дома. Не все исправно выполняли распоряжение городской управы, и из-за этого непрерывной мостовой не было. В промежутках между замощенными участками скапливались вода и грязь. Тротуаров тоже не было. Та часть дорога, которая прилегала к домам и предназначалась для пешеходов, отграничивалась от проезжей части столбиками.

Окраины города в дождливое время становились непроходимыми. Во время весенней распутицы по Покровской, Дороховской, Дубовой и Араповекой (В настоящее время — Кронштадтская, Кировская, Комсомольская и улица Горького) улицам от первой Долгой (Теперь улица Карла Маркса) в направлении к железной дороге проезда не было. Сообщение с отрезанными районами города поддерживалось по тропинкам, обозначенным камнями и наскоро брошенными досками. Множество рвов и канав в городе еще больше подчеркивали его неустроенность. На каждом шагу встречались перекинутые через рвы деревянные мостики.

Главная улица Дворянская (Теперь Интернациональная) до 1913 года оставалась не замощенной. Электрическое освещение в городе появилось в 1912 году, но только на Дворянской и Большой (Теперь Советская) улицах. Для полноты картины можно прибавить еще одну любопытную подробность. До конца предоктябрьского периода полицейские будки, даже в центре города, стояли посреди дороги. И, хотя при них не было дворов, городовые сваливали около будок вороха дров и держали здесь кур и свиней, которые свободно расхаживали по улицам.

Известный русский актер В. Н. Давыдов, проведший в Тамбове детство и юность, а в середине 70-х годов выступавший в одном из тамбовских театров, писал, что скука в городе стояла невообразимая. Все свободное время, все вечера тамбовцы проводили за картами и в сплетнях. Библиотеки не было, постоянного театра тоже. И только «благородные спектакли», устраиваемые женами губернатора и предводителя дворянства, вносили незначительную долю оживления в тамбовское общество. Давыдов отмечал, что город тонул в грязи, покосившиеся фонари почти не зажигались.

Однако и в такой обстановке «невообразимая скука» не могла продолжаться бесконечно. Люди искали выход из беспросветного однообразия.

Общественная музыкальная жизнь города начинает оживляться во второй половине 70-годов XIX века. Дворянское собрание (здание построено в 1836 г.) становится центром художественной культуры Тамбова. Здесь даются спектакли и концерты силами местных любителей искусства и приезжими артистами. Спектакли ставятся в разных театрах, снимавших помещение в частных домах.

Поначалу специально музыкальные вечера почти не устраивались. Музыка только сопутствовала драматическим постановкам или исполнялась в антрактах. Иногда в течение вечера, состоявшего из нескольких отделений, давали спектакль и концерт. Лишь в 1877 году концертам стали посвящать целый вечер. Тогда в Тамбове гастролировала чешско-славянская капелла духовых инструментов из 24 человек под управлением капельмейстера и кларнетиста Г. Стюраля. Капелла играла увертюру к опере «Цампа» Л. Герольда, увертюру к опере «Оберон» К. Вебера, секстет и финал из оперы «Макбет» Д. Верди и сочинения композиторов-дилетантов.

Среди драматических пьес преобладали переводы французских, испанских, итальянских и немецких комедий, фарсов и водевилей и примитивные по содержанию пьесы, авторы которых предпочитали оставаться неизвестными. По ходу этих пьес актерам приходилось петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах и декламировать. Изредка в репертуаре встречались имена А. Н. Островского, Н. В. Гоголя, А. А. Потехина, П. А. Каратыгина и других русских драматургов.

Концертные отделения заполнялись музыкой развлекательного характера.

В апреле 1877 года Россия объявила войну Турции.

Через несколько дней страницы газеты «Тамбовские губернские ведомости» стали заполняться материалами, связанными с развернувшимися событиями. Публиковались приказы о призыве в армию, сообщения о положении на фронте, о наградах отличившимся в боях, помещались списки раненых и убитых, сведения о пожертвованиях на нужды армии. Война наложила свой отпечаток на всю жизнь и вызвала подъем патриотических настроений, побуждавших к оказанию помощи солдатам. В Тамбове создавались благотворительные общества, собиравшие средства для пособий раненым и больным воинам и их семьям.

Энергичную деятельность развернуло Дамское общество, привлекшее к своей работе многих участников концертно-театральной жизни города.

С открытием сезона 1877 года почти все сборы с музыкальных вечеров и театральных представлений поступали в фонд помощи инвалидам, раненым и их семьям.

Во второй половине 70-х годов в Тамбове открылось Коннозаводское собрание (клуб), арендовавшее часть здания Публичной библиотеки (Угол улиц Большой и Гимназической – теперь Советской и Коммунальной – Дом сохранился). Около сорока лет оно являлось одним из (культурных центров города. Располагая зимним и летним помещениями, администрация могла устраивать концерты и спектакли в течение всего года.

По воскресеньям, вторникам, четвергам и пятницам в клубе проходили музыкальные вечера, чаще благотворительного характера. В концертах принимали участие местные музыканты и певцы, а иногда и гастролирующие в городе артисты, хор Общества народных чтений, хор и оркестр балалаечников реального училища, хор и солисты тамбовского казенного винного склада. В некоторые сезоны руководителям Коннозаводского клуба удавалось образовать симфонический оркестр из местных музыкантов.

Примерно то же происходило в Коммерческом собрании и его саду (Теперь Дом культуры завода «Комсомолец» – Советская улица, д. 74), здесь также временами играл оркестр, состоявший из музыкантов-любителей, в репертуаре которого (были произведения русских композиторов (например, увертюра Чайковского «1812 год»).

К числу других развлечений жителей губернского города относились солдатские спектакли. Они шли в помещении учебной команды 9-го гренадерского Сибирского полка.

8 января 1884 года любители-актеры из нижних чинов ставили одноактную музыкальную комедию «Чародей», сделанную на основе оперы И. Котляревского «Москаль-чаровник», и комедию в трех действиях «Сват». Все женские роли исполнялись солдатами и, по мнению публики, мастерски.

На первом представлении было до ста человек. Среди них несколько дам и тридцать офицеров. После второй пьесы устроили танцы. Танцевали кадриль, лансье, плясали камаринскую. Потом хором пели русские песни. Как пишет «Ц» в «Неофициальном листке» № 5 за 1884 год, «музыки не было, но играли на двух простых гармониках и довольно изрядно».

Народные музыкальные инструменты, по понятиям многих людей того времени, не имели никакого отношения к настоящему музыкальному искусству.

В последней четверти XIX века в России появился новый для русской публики вид музыкально-театральных представлений — оперетта (Как самостоятельный жанр оперетта сложилась в Париже в середине прошлого столетия). Сначала с ним познакомились Петербург и Москва, а следом и провинциальные города.

В большинстве провинциальных городов своих трупп не существовало. Зато были гастролирующие антрепризы. Состав их мог меняться. Сохранялось только ядро артистов второго плана. По мере надобности и возможности к нему добавлялось несколько ведущих актеров. Многие труппы формировались так, что могли давать и драматические, и музыкальные спектакли.

В Тамбове оперетта появилась в 1876 году, когда здесь выступала труппа И.И. Ознобишина. Успех послужил поводом к повторению гастролей в 1877 году. В репертуар труппы входили оперетты Ж. Оффенбаха «Прекрасная Елена» и «Перикола» («Птички певчие»), Ш. Лекока — «Дочь рынка, или Две соперницы» и «Рыцарь без страха и упрека», опера-фарс Э. Хумпердинка «Синяя птица», опера А. Н. Верстовского «Аскольдова могила» и драмы — «Безумие от любви» испанского драматурга Тамайо-и-Баус, «Ванька-ключник» Л.Н. Антропова, «Сестра Тереза» Луиджи Камполетти и др. В бенефисы ведущих артистов программы строились так, чтобы показать бенефицианта как драматического актера я как певца.

Оперетту тамбовцы предпочитали драме, хотя по качеству драматические спектакли стояли выше (хороших певческих голосов в труппе было мало).

Если в первые годы оперетта появлялась в Тамбове лишь иногда, в связи с гастролями той или иной труппы, то в 80-е годы опереточные спектакли шли каждый сезон. Близкое отношение к этому имела дворянская семья Лукьяненко, жившая в своей усадьбе на юго-восточной окраине Тамбова (В настоящее время на этой территории расположены 2-я городская больница и поликлиника, Дом художника и другие здания. Сохранившийся дом Лукьяненко взят под охрану как архитектурный памятник – улица Гоголя).

Жена владельца усадьбы О.Г. Лукьяненко (Алексеева по первому мужу) занималась революционной деятельностью. Некоторое время она жила в Москве и принадлежала к кружку революционных народников («чайковцев»), за что была арестована и после суда выслана в Тамбов («Процесс 193-х», происходивший в Петербурге в период с 18 октября 1877 года по 23 января 1878 года).

С конца 70-х годов дом Лукьяненко становится местом встреч видных деятелей революционного движения в России. На протяжении ряда лет здесь побывали Г. В. Плеханов, Н. А. Морозова, В. Н. Фигнер, В. Н. Подбельский, Г. А. Усиевич и др.

Летом 1879 года дом Лукьяненко посетили Плеханов и Фигнер. Они приехали в Тамбов на съезд, где должны были разрешиться разногласия, возникшие внутри общества «Земля и воля». Но съезд в Тамбове не состоялся из-за неожиданного стечения обстоятельств. Прогуливаясь в лодке по Дне, Вера Николаевна Фигнер, обладавшая прекрасным голосом, пела по просьбе своих товарищей. Пение привлекло внимание катающейся публики. Полиция заметила скопление лодок и, заподозрив вновь прибывших, проверила у революционеров паспорта. Так как паспорта были подложные и полиция насторожилась, съезд перенесли в Воронеж.

В период событий 1905 года в усадьбе собиралась революционно настроенная молодежь, к которой относились и дочери О. Г. Лукьяненко (Маргарита и Ариадна). На сходках читали «Искру», составляли листовки и воззвания, изучали сочинения Маркса. В доме хранилась нелегальная литература. Особняк состоял в списке неблагонадежных, находился под надзором и не раз подвергался полицейским обыскам.

Чтобы приход посторонних лиц в дом был менее заметен, хозяева решили сдать в аренду приусадебный сад и одно из помещений музыкально-драматической труппе под руководством антрепренера Соколовского. Договор заключили на десять лет.

В мае 1884 года на территории усадьбы открылся Семейный сад и летний театр.

Большой, благоустроенный сад восточной стороной выходил к берегу реки Цны, что придавало ему особую прелесть. Сад содержался в образцовом порядке и освещался множеством фонарей.

Несмотря на отдаленность от центра города, Семейный сад стал любимым местом гуляния привилегированной части городского населения.

В день открытия сада, 4 мая, ставили драму «Безумие от любви» с участием известной актрисы М. А. Савиной, почитаемой тамбовцами. Через четыре дня состоялось второе гуляние и представление. Во время антрактов в саду играл оркестр гренадерского Сибирского полка.

В театре с большим успехом шли «Корневильские колокола» Р. Планкетта, «Прекрасная Елена», «Перикола» и «Карнарина» Ж. Оффенбаха. Они повторялись по нескольку раз.

Посетители Семейного сада посмотрели и ряд драматических спектаклей: «Безумие от любви» Тамайо-и-Баус, «Листья шелестят» А. П. Сумбатова-Южина, «Грозу» А.Н. Островского, «Кручину» И. В. Шпажинского, «Гамлета» В. Шекспира. Особый интерес у публики вызвала пьеса Сухонина «Русская свадьба». В представлении точно воспроизводились свадебный обряд и обычаи, соблюдавшиеся в допетровской Руси.

В 1885 году Соколовский сформировал новую труппу. Ему удалось собрать хороших певцов, хор и оркестр. 8 июля на сцене театра Семейного сада шла опера «Аскольдова могила». Спектакль понравился публике.

В антрактах между действиями хор, составленный из нижних чинов резервного батальона под руководством Н. В. Богородицкопо, пел русские народные песни.

Как и в прошлом году, оперетта занимала главное место в программе труппы. Снова шли «Корневильские колокола», «Перикола». К ним прибавились «Боккаччо» Ф. Зуппе, «Синяя борода» Ж. Оффенбаха, «Рыцарь без страха и упрека» и «Жирофле–Жирофля» Ш. Лекока. За лето театр дал тридцать постановок оперетты. Они приносили полные оборы.

30 августа труппа дала прощальный вечер и закончила сезон.

Оперетта прижилась в Тамбове. Сюда приезжали разные антрепризы. Хорошей репутацией пользовался московский опереточный ансамбль А. А. Левицкого, выступавший осенью 1909 года. В его репертуаре кроме оперетт, уже известных тамбовцам, были «Веселая вдова» Ф. Легара и «Ризетта» Лео Фалля, которые раньше здесь не ставились.

Оперное искусство в Тамбове было мало известно. Специально оперные труппы стали приезжать в город только в начале нашего столетия. А до тех пор оперные спектакли давали труппы, состоявшие в основном из драматических актеров.

Выдающимся событием был приезд антрепризы B.А. Туманского весной 1907 года. В этой труппе пели артисты оперных театров Москвы и Петербурга. Имелся хороший хор, балет и оркестр под управлением симфонического дирижера А.И. Орлова. (После Октябрьской революции (1925—1929 гг.) А. И. Орлов был дирижером Киевского оперного театра и профессором Киевской консерватории. С 1930 года дирижировал Большим симфоническим оркестром Всесоюзного радио. В числе его учеников Н. Рахлин. Умер Орлов в 1948 году (род. в 1873 г.).)

Труппа В. А. Туманского впервые познакомила тамбовскую публику с операми П. И. Чайковского «Мазепа» и «Черевичда».

Весной следующего года Н. И. Филиппов привез в Тамбов артистов оперных театров С.И. Зимина, C.И. Мамонтова и Большого театра. Ставили «Аиду» Верди, «Фауста» Гуно, «Кармен» Бизе, «Гугеноты» Мейербера, «Мазепу» и «Евгения Онегина» Чайковского, «Ивана Сусанина» (в дореволюционное время онера ставилась под названием «Жизнь за царя») и «Руслана и Людмилу» Глинки и оперу Направника «Дубровский».

По просьбе публики гастроли продолжались, и тамбовцы прослушали «Аскольдову могилу» Верстов- ского, «Ланмэ» Делиба, «Пиковую даму» Чайковского и еще раз «Евгения Онегина».

И оперетту, и оперу, и концерты гастролеров из-за дороговизны билетов мог слушать только определенный, сравнительно узкий круг состоятельных людей. Любители музыки из средних и низших слоев населения довольствовались домашним музицированием. В конце XIX века оно получило в Тамбове такое распространение, что в городе почти не было семьи, в которой не пели бы или не играли на каком-нибудь музыкальном инструменте, начиная от гитары и балалайки и кончая фортепиано. Это были самоучки, учащиеся музыкальных классов (а позднее — училища), учителя музыки, певчие церковных хоров и другие. Не случайно з Тамбове имелось несколько музыкальных магазинов. Высокие цены на инструменты, на нотные издания, высокая плата за обучение музыке были камнем преткновения для людей, стремившихся к совершенствованию в области любимого искусства, но стесненных недостатком средств.

В деле просвещения народных масс и приобщения их к искусству трудная и ответственная задача ложилась на плечи интеллигенции. По мере своих, сил она искала средства и пути к ее решению. Но далеко еще было то время, когда культура станет достоянием всего народа; когда искусство, в частности музыка, займет должное место в жизни людей как средство просвещения и воспитания и будет для них ежедневной, осуществимой потребностью.

Из книги: Емельянова Н.Н. Музыкальные вечера. Хроника музыкальной жизни Тамбовского края за 100 лет. Воронеж, Центрально-Черноземное книжное издательство, 1977.

Уважаемые посетители сайта!

Если информация, представленная на нашем сайте была для Вас полезной и интересной, просим Вас внести свою скромную лепту и поддержать этот некоммерческий проект:

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz