Петр Ильич Чайковский

Музыкальная культура Тамбовского края навсегда связана с именами ряда выдающихся русских музыкантов. Одни из них прошли на тамбовской земле весь свой творческий путь, другие продолжали композиторскую и общественную деятельность. Здесь рождались многие произведения, пополнившие золотой фонд русского и мирового искусства.

Незабываемые страницы в музыкальной жизни Тамбовщины связаны с именами П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова и А.И. Зилоти.

Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Петр Ильич Чайковский бывал в Тамбовской губернии в период с 1871 по 1876 год. Его любимой «летней резиденцией», как он сам его называл, было село Усово Кирсановского уезда (Теперь Бондарского района).

Впервые он посетил усовское имение своего талантливого ученика и друга В.С. Шиловского в 1871 году, провел здесь конец летних каникул и был окружен «нежными заботами». В.С. Шиловский (позже граф Васильев-Шиловскии) — автор ряда произведений, исполнявшихся в театрах и концертах. По желанию П.И. Чайковского написал антракт ко второму действию его оперы «Опричник». Годы жизни — 1852—1893. Потом поместье В.С. Шиловского стало для него «центром постоянного влечения». В то время в усадьбе, в большом, но уже запущенном парке стоял барский дом с верандой и балконом.

Усово привлекало Чайковского пленительными местами для прогулок и «отрадным одиночеством». Хозяин знал вкус своего учителя и предоставлял ему полную свободу.

Композитор до самозабвения любил русскую природу. Она приносила ему вдохновение, в ней он черпал, силы для творческого труда. В общении с ней возникло большинство его замыслов. Зимой 1878 года, живя в Италии и созерцая красоту ее природы, Чайковский тосковал по родному краю и писал Н. Ф. фон Мекк: «Отчего простой русский пейзаж, отчего прогулка летом в России, в деревне по полям, по лесу, вечером по степи, бывало, приводила меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнеможении от наплыва любви К природе... Отчего все это?» На этот вопрос Чайковский сам же и отвечает: «Я русский в полнейшем смысле этого слова». Он был влюблен в «матушку-Русь», и эта любовь рождала в нем непреодолимую жажду жизни и творчества, будила страстное желание рассказывать людям о самом человечнейшем в них, о красоте жизни, пробуждать стремление к свету, к любви, к счастью.

Петр Ильич не знал большего удовольствия, чем «провести несколько времени в деревне в совершенном одиночестве», и считал, что только в Усове довелось ему наслаждаться желанным уединением.

В 1872 году он провел там конец июля и половину августа, закончив черновые эскизы Второй симфонии (они были начаты в июне на Украине, в Каменке). Осенью в Москве он сделал инструментовку. 26 января следующего года симфония исполнялась в Москве, в седьмом симфоническом собрании Русского музыкального общества под управлением Н. Г. Рубинштейна.

5 февраля 1873 года композитор писал отцу — И.П. Чайковскому о своих впечатлениях от первого исполнения: «Моя симфония была здесь исполнена на прошлой неделе с большим успехом: меня много вызывали и делали разные овации. Успех был так велик, что в десятом собрании симфонию сыграли еще раз...»

На долгие годы запомнились композитору счастливые дни, проведенные в захолустной тамбовской деревне летом 1873 года. «...Прямо из Парижа, в начале августа, я приехал в Тамбовскую губернию, — пишет он Н. Ф. фон Мекк 22 апреля 1878 года,— я очутился совершенно один в прелестном оазисе степной местности. Не могу Вам передать, до чего я блаженствовал эти две недели. Я находился в каком-то экзальтированно-блаженном состоянии духа, бродя днем по лесу, под вечер — по неизмеримой степи, а ночью сидя у отворенного окна и прислушиваясь к торжественной тишине захолустья, изредка нарушаемой какими-то неопределенными ночными звуками. В эти две недели, без всякого усилия, как будто движимый какой-то сверхъестественной силой, я написал начерно всю «Бурю».

Мысль о создании симфонической пьесы «Буря» была подсказана Чайковскому художественным критиком В. В. Стасовым, составившим программу для этого сочинения по одноименному произведению В. Шекспира.

Прежде чем приступить к сочинению музыки, композитор тщательно уточнял план симфонической фантазии. Сначала работа подвигалась медленно. Наконец он дождался «благоприятных минут». Они пришли в Усове. За десять дней «без всякого усилия» Чайковский выполнил свой замысел. Авторские даты

на рукописи говорят о том, что композитор начал работать над сочинением 7 августа и закончил его вчерне 17 августа. В конце месяца он вернулся в Москву и там в сентябре и в начале октября сделал инструментовку «Бури». Фантазию он посвятил В. В. Стасову.

7 декабря 1873 года «Буря» впервые прозвучала в Москве, в концерте РМО под управлением Н. Г. Рубинштейна. А 16 декабря дирекция РМО постановила выдать Чайковскому премию (в двести рублей) за успешное исполнение его нового сочинения в третьем симфоническом собрании.

Через год фантазия «Буря» появилась в программах концертного сезона Петербурга. 16 ноября она исполнялась под управлением Э.Ф. Направника и вызвала восхищение Стасова и Римского-Корсакова.

Спустя несколько месяцев, в 1875 году, произведение Чайковского было удостоено Глинкинской премии (учреждена русским музыкальным деятелем М. П. Беляевым) в пятьсот рублей.

Так симфоническая фантазия «Буря», родившаяся на тамбовской земле, вошла в музыкальную жизнь России.

В начале 1873 года дирекция РМО решила провести конкурс на создание оперы по сюжету Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством» и в мае опубликовала его условия. Чайковский задумал принять в нем участие.

В середине июля 1874 года Петр Ильич привез в Усово почти готовые черновые эскизы своей оперы, и вскоре приступил к инструментовке. Он был настолько увлечен и поглощен этой работой, что против обыкновения занимался не два часа в день, а проводил за инструментовкой пять-шесть часов и закончил ее 21 августа. Композитор работал над оперой всего около трех месяцев. Его брат Модест Ильич говорил, что до этого времени композитор ни одной оперы не писал «под наплывом такого непрерывного вдохновения и восторженной любви к предпринятой задаче».

В конце августа Чайковский вернулся в Москву. Свою оперу он представил на конкурс под девизом «Ars longa, vita brevis» («Искусство вечно, жизнь коротка»). Время до сообщения результатов конкурса прошло в тревожном ожидании. «Все мои помыслы обращены теперь на мое любезное детище, на моего «Вакулу», — пишет 12 мая 1875 года Чайковский брату Анатолию Ильичу. — Ты не можешь себе представить, до чего я люблю его! Мне кажется, что я положительно с ума сойду, если потерплю с ним неудачу. Мне нужна не премия... Мне нужно, чтоб «Вакулу» поставили в театре...»

Постановка оперы составляла для него тогда «существенный вопрос жизни». Он ждал окончания конкурса, так как без этого не имел права распоряжаться произведением.

16 октября 1875 года в «Московских ведомостях» появилось сообщение о том, что конкурсный комитет «определил» присудить первую премию (1500 рублей) автору оперы с девизом «Ars longa, vita brevis». Оперу признали достойной премии как единственно соответствующую художественным требованиям.

Премьера оперы состоялась 24 ноября 1876 года в Петербурге в Мариинском театре. Дирижировал Э. Ф. Направник.

Услышав оперу в постановке, Чайковский увидел, что она «страдает нагромождением, избытком деталей», что, увлекшись работой, он часто «забывал условия сценичности и декоративности, свойственной оперному стилю». И тем не менее композитор любил своего «Вакулу». В письме к Мекк (12 сентября 1879 года) он писал: «...отлично сознавая недостатки его («Кузнеца Вакулы»), как оперы, я все-таки ставлю его в первом ряду между своими вещами. Я писал эту музыку с любовью, с наслаждением: так же как «Онегина», Четвертую симфонию, Второй квартет».

Несколько лет спустя, в 1885 году, Петр Ильич вернулся к своему «любезному детищу» и многое переделал в нем. В новой редакции опера получила название «Черевички» и приобрела широкую популярность.

Следующий приезд в Усово ознаменовался созданием Третьей симфонии.

Весной 1875 года московская дирекция театров заказала композитору музыку к балету «Лебединое озеро». Но, уехав в конце мая в Тамбовскую губернию и поселившись в Усове, Чайковский начал писать не балет, а Третью симфонию. 5 июня он сделал первые эскизы.

Над балетом «Лебединое озеро» композитор начал работать в Вербовке (Киевская губерния) в начале августа. В середине октября в Москве он закончил черновые эскизы балета и начал инструментовку. В кснце марта 1876 года Чайковский отправился в Глебово (подмосковное имение Шиловских) и 10 апреля закончил там партитуру. В Усове Петр Ильич над балетом не работал.

Композитор писал не торопясь, не сидел целыми часами, как часто бывало с ним в моменты увлечения новым сочинением. Он много гулял в своих любимых местах, собираясь с мыслями.

В конце июня, закончив черновые эскизы, Петр Ильич уехал на несколько дней в Москву, а 29 июня уже был в Низах (Харьковская губерния), где занялся инструментовкой симфонии.

С 18 июля Чайковский жил в Вербовке и продолжал инструментовку. 1 августа явилось днем окончательного завершения всей партитуры. На титульном листе чистовой рукописи автор поставил дату: «Начата 5 июня 1875 году в Усове. Кончена 1 августа в Вербовке». (Симфония посвящена В. С. Шиловскому).

7 ноября Чайковский присутствовал на исполнении Третьей симфонии в Москве. Это было первое симфоническое собрание РМО в новом сезоне. Дирижировал Н.Г. Рубинштейн.

В начале ноября дирекция РМО наградила композитора премией (300 рублей) за сочинение Третьей симфонии.

В Петербурге симфония исполнялась 24 января 1876 года в симфоническом собрании РМО под управлением Э. Ф. Направника. Она понравилась публике. 28 января автор, присутствовавший на концерте, писал Модесту Ильичу: «Симфония моя прошла очень хорошо и имела значительный успех. Меня очень дружно вызывали и рукоплескали».

Последний раз П. И. Чайковский был в Усове в сентябре 1876 года и прожил там несколько дней.

В обширной литературе о П. И. Чайковском редко затрагивается вопрос о связях композитора с Тамбовским краем, но в то же время отводится много места сочинениям, созданным в Усове. Из этого следует, что пребывание Чайковского в тамбовской деревне Усове и его работа там над своими произведениями имеют не только местное значение и Усово со временем должно стать одним из памятных исторических мест нашей страны. Первой работой на эту тему явилась брошюра Н. Емельяновой «П.И. Чайковский в Усове», изданная Тамбовским областным отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры в июне 1973 года (Тамбов, типография «Пролетарский светоч»).

Из книги: Емельянова Н.Н. Музыкальные вечера. Хроника музыкальной жизни Тамбовского края за 100 лет. Воронеж, Центрально-Черноземное книжное издательство, 1977.

Уважаемые посетители сайта!

Если информация, представленная на нашем сайте была для Вас полезной и интересной, просим Вас внести свою скромную лепту и поддержать этот некоммерческий проект:

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz