Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Первое место, куда попадает приезжий в Тамбов человек - вокзал. Это и понятно: самолеты в Тамбов летают только раз в неделю, и только из Москвы. Автобусы ходят, но привозят пассажиров опять же на железнодорожный вокзал.

Выходя с чемоданами из вагона, не берите такси на перроне или на привокзальной площади - цены раз в пять выше средних цен по городу. Лучше пройдите вдоль фонтанов через автобусные остановки к началу улицы Интернациональной - здесь уже стоят таксисты по 100 или  150 рублей в зависимости от дальности Вашего маршрута.

Здание вокзала было заложено 1 июля 1868 года в версте к западу от Тамбова, на площади, где прежде проходили ярмарки. Основным заказчиком строительства стало акционерное общество, ведавшее сооружением железной дороги. В 1869 году было воздвигнуто внушительного вида здание вокзала Тамбовско-Саратовской и Козловской железной дороги (так она тогда называлась).

Вокзал стал новым типом зданий, не существовавших ранее не только в Тамбове, но и в России. В нем сочетались несколько функций: техническая, утилитарная и художественная. Это было парадное здание, с которого начиналось знакомство с городом. На одной железнодорожной ветке возводились однотипные здания вокзалов с высокими часовыми башнями на главном и торцевых фасадах (в Тамбове с внешней стороны северного и южного торцов).

Центральная часть вокзала была двухэтажной. Здесь располагались вестибюль и кассы. В боковых одноэтажных крыльях находились залы ожидания.

Карнизы фасадов здания были отделаны каменным кружевом, а над входом со стороны города были установлены козырьки на фигурных чугунных столбиках.

Постройка в 60-70-е годы XIX века через территорию Тамбовщины линий важных железных дорог (Юго-Восточной, Рязано-Уральской, Вяземско-Сызранской, Московско-Казанской, а также нескольких внутригубернских веток) имела большое значение для губернии. Благодаря этому наш край стал напрямую связан железнодорожным сообщением с Москвой, Ростовом, Астраханью, через северную часть губернии пролегли железные дороги, шедшие на восток России вплоть до Тихого океана.

Железные дороги были выгодны всем. Очень важным было то, что они почти не зависели от погоды, работали круглый год. Тамбовские помещики, продававшие много хлеба, получили возможность грузить его в большие вагоны вместо многочисленных подвод и быстро перевозить в Москву, Петербург, другие промышленные города. Одни из них - граф Бенкендорф - на собственные деньги даже проложил железнодорожную ветку из имения в Сосновке до Юго-Восточной дороги, ведущей в Москву.

Крестьяне Тамбовской губернии также могли перевозить свои товары для продажи в самые разные местности и продавать их с наибольшей выгодой для себя. По железной дороге они отправлялись на сезонные заработки на шахты Донбасса, в зажиточные села Кубани, Дона, юг Украины, фабрики и заводы Москвы или ежедневно ездили на фабричную работу в близлежащие города и промышленные села Тамбвской и соседних губерний.

По железным дорогам Тамбовщина стала в больших количествах привозить промышленные изделия: ткани, обувь, строительные материалы, крупногабаритные станки и оборудование, многое другое. Некоторые из товаров, например, большие и тяжелые паровые котлы для заводских цехов можно было привезти только железнодорожным путем. Таким же путем подвозилось сырье для местных фабрик и заводов. Братья Асеевы для подвоза сырья и вывоза готового сукна со своей фабрики в Арженке на собственные средства построили железнодорожную ветку от фабрики до станции Платоновка.

Появление железных дорог позволило жителям Тамбовщины и их гостям чаще ездить не только по делам, но и на отдых. Вряд ли С. В. Рахманинов мог каждый год приезжать за сотни верст из Петербурга или Москвы в свою любимую Ивановку, если бы сравнительно недалеко от нее не проходила железная дорога. По железной дороге население стало быстро получать почту, свежие газеты, узнавать новости.

Поддержание в исправности железнодорожных путей, постоянная необходимость ремонта вагонов, подготовка к работе паровозов, сопровождение составов с грузами и пассажирами требовали большого количества работников. В Тамбовской губернии к началу XX в. железные дороги давали заработки десяткам тысяч людей. Работа на железной дороге считалась выгодной. Государство, владевшее большей частью железных дорог, платило хорошую зарплату. Еще выше были заработки на частных акционерных дорогах. Железнодорожные инженеры, начальники станций и другие начальники получали заработную плату в 4-5 раз большую, чем учителя или врачи. Неплохо зарабатывали машинисты паровозов, близкие по своему производственному положению заводским мастерам. Железнодорожные проводники и кондуктора, ездившие на большие расстояния, подрабатывали торговлей товарами, которых не было в нашей губернии. Все железнодорожники имели специальную форму. Она выдавалась им бесплатно. На железных дорогах был образцовый порядок. По точному времени прохождения поездов даже проверяли часы. Все это вызывало уважение людей. Поэтому работа на железной дороге считалась не только выгодной, но и почетной. Нередко даже на рядовые должности люди устраивались по знакомству или за взятки.

Уважаемые посетители сайта!

Если информация, представленная на нашем сайте была для Вас полезной и интересной, просим Вас внести свою скромную лепту и поддержать этот некоммерческий проект:

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz