Зилоти и Чайковский

Музыкальная культура Тамбовского края навсегда связана с именами ряда выдающихся русских музыкантов. Одни из них прошли на тамбовской земле весь свой творческий путь, другие продолжали композиторскую и общественную деятельность. Здесь рождались многие произведения, пополнившие золотой фонд русского и мирового искусства.

Незабываемые страницы в музыкальной жизни Тамбовщины связаны с именами П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова и А.И. Зилоти.

Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Александр Ильич Зилоти (1863—1945), известный русский пианист, ученик Н. Г. Рубинштейна и Ф. Листа, дирижер, видный общественный музыкальный деятель и широкообразованный человек, сыграл существенную роль в музыкальной жизни России дооктябрьского периода. В основе всей его разносторонней деятельности лежала идея пропаганды художественной культуры и музыкального просвещения. В 1915 году Зилоти явился инициатором создания Русского музыкального фонда, прообраза Музыкального фонда СССР.

Так же, как С. В. Рахманинов, Александр Ильич часто и подолгу живал в Ивановке в имении своих родственников Сатиных. В деревне много занимался и, переписываясь с друзьями и деятелями культуры, продолжал участвовать в русской общественной'музыкальной жизни.

Благодаря гостеприимству хозяев в имении всегда было много гостей. Родственники приезжали туда семьями и жили все лето. В особенности приятная, жизнерадостная атмосфера складывалась в усадьбе, когда туда приезжали Зилоти и Рахманинов. Они своим присутствием и неиссякаемым запасом шуток оживляли все общество.

Одновременное пребывание Зилоти и Рахманинова в деревне всегда было временем их общей работы. Здесь они находили благоприятные условия для усиленных занятий. Музыка тогда звучала в усадьбе целыми днями.

В конце 80-х годов начинается творческое содружество А. И. Зилоти с П. И. Чайковским, его консерваторским учителем. Петр Ильич увидел в своем бывшем ученике большого музыканта и нередко обращался к нему с просьбой редактировать его сочинения, проверять корректуры подготавливаемого к печати, делать фортепианные переложения симфонической и балетной музыки.

Летом 1889 года, одновременно с завершением балета «Спящая красавица», Чайковский должен был делать его двухручное переложение. Из-за крайнею переутомления композитор страшился этой работы и писал Александру Ильичу, что был бы несказанно счастлив, если бы тот взялся сделать это переложение. По словам Чайковского, кроме Танеева и Зилоти, он никому не мог довериться. Зилоти выполнил просьбу композитора, а несколько месяцев спустя для издания понадобилось четырехручное переложение балета.

Заказ через Зилоти дали Рахманинову. Ему было тогда восемнадцать лет. Приехав летом 1890 года в Ивановку, он принялся за работу. Но сделанное им не удовлетворило Петра Ильича, и поэтому в следующее лето, снова в Ивановке, Зилоти занялся поправкой неудачных мест и ошибок, допущенных по неопытности его братом. В это же лето в деревне Александр Ильич исправлял корректуры балета и фантазии «Буря».

Жилось и работалось ему в Ивановке так же хорошо, как и Рахманинову. Не успев как следует втянуться в ритм деревенской жизни, Зилоти начинает переписку с Чайковским. Она содержит в себе богатый материал, отражающий период делового содружества и задушевных отношений бывших учителя и ученика. В процессе переписки обсуждаются многие вопросы современной музыкальной жизни, планы концертной деятельности одного и другого. Письма рассказывают о непрерывном и неустанном труде А. И. Зилоти в Ивановке.

В конце сентября 1891 года, побывав в Москве, Александр Ильич снова вернулся в Ивановку и вскоре дал благотворительный концерт в Тамбове.

Тамбовская губерния часто страдала от неурожаев. Ветры, морозы в мае, засухи или, наоборот, бесконечные дожди летом плачевно сказывались на росте хлебов и трав. Они были редкими и малорослыми. На страницах «Тамбовских губернских ведомостей» сообщалось о бедственном состоянии полей.

А. И. Зилоти часто бывал инициатором и участником вечеров с благотворительной целью. Узнав о бедах Тамбовской губернии, он решил дать концерт в пользу голодающих и передать весь сбор Комитету помощи пострадавшим от неурожая в Тамбовском уезде.

С дозволения начальства, как говорилось в афише, 13 октября пианист выступил в зале Публичной библиотеки, цены на билеты были повышены, но распродали их задолго до начала концерта. Зилоти играл Этюд и Балладу Шопена, «Вариации на русскую тему» Бетховена, «Вариации» Шуберта, «Мефисто-вальс» Листа, «Романс» Чайковского и произведения Аренсксго, Рубинштейна, Баха, Сен-Санса, Штрауса. Успех был полным.

В 1901 году Зилоти приехал в Ивановку на все лето с семьей в десять человек. Он хотел быть ближе к Рахманинову, чтобы вместе готовиться к концертам. Александр Ильич был увлечен новыми сочинениями своего брата — Вторым фортепианным концертом, Второй сюитой для двух фортепиано, которые стояли в программе в начале сезона в Москве. Второй концерт в исполнении автора под управлением А. И. Зилоти прозвучал на вечере в пользу Дамского благотворительного тюремного комитета. Сюиту Зилоти и Рахманинов должны были играть в третьем собрании Московского филармонического общества.

По какой-то причине выход Концерта и Сюиты из печати задерживался. Александр Ильич очень волновался. По словам Н. А. Сатиной, он дошел до страшного напряжения и почти не играл. Наконец ноты пришли в Ивановку, а в первых числах августа приехал Рахманинов, гостивший до этого у Крейцеров в Воронежской губернии, в имении Красненькое.

Семья Сатиных и многие из их гостей занимались фортепианной игрой. Музыка звучала почти во всех комнатах (в это лето в Ивановке было 5 инструментов) и разносилась по всему парку. Когда же Рахманинов и Зилоти разучивали свои партии или сходились для совместной игры, остальные обитатели Ивановки умолкали и слушали этих двух гениальных музыкантов. Не раз Ивановка была первым местом исполнения сочинений Рахманинова. Теперь она пепвой услышала Второй концерт и Сюиту для двух фортепиано.

Летом 1902 года А. И. Зилоти пробыл в Ивановке до 29 августа. Он разучивал фортепианную партию виолончельной сонаты Рахманинова. Соната, написанная в конце 1901 года в Москве, посвящалась виолончелисту А. А. Брандукову, с которым Александру Ильичу предстояло играть сочинение осенью в Петербурге.

28 августа А. И. Зилоти писал из Ивановки М. И. Чайковскому: «Дорогой Модест! Завтра утром все мы уезжаем, Вера в.Питер с детьми, а я остаюсь дня четыре в Москве, ибо должен сыграться с Брандуковым...»

В дальнейшем Зилоти мало бывал в Ивановке. Концертная деятельность поглотила его. Стремясь к пропаганде русской музыки и ставя перед собой музыкально-просветительские. задачи, он организовал в 1903 году в Петербурге симфонические, а потом камерные концерты, вошедшие в историю как «Концерты А. Зилоти», которые просуществовали до 1918 года. Став во главе их, Александр Ильич привлек к участию лучшие силы русского и зарубежного исполнительского искусства. Первое место отводилось творчеству русских композиторов, но в то же время публика слушала много зарубежной музыки, главным образом современной.

В период своей кипучей исполнительской деятельности А. И. Зилоти давал концерты и в Тамбове. Осенью 1912 года он выступал в зале Музыкального училища с программой, состоящей из произведений Чайковского. В марте 1913 года вместе с солисткой петербургского Мариинского театра Е.И. Збруевой (контральто) Александр Ильич концертировал в зале Дворянского собрания.

Приезжая на гастроли в Тамбов, Зилоти бывал и в Ивановке, где он в дни молодости много и хорошо работал.

Из книги: Емельянова Н.Н. Музыкальные вечера. Хроника музыкальной жизни Тамбовского края за 100 лет. Воронеж, Центрально-Черноземное книжное издательство, 1977.

Уважаемые посетители сайта!

Если информация, представленная на нашем сайте была для Вас полезной и интересной, просим Вас внести свою скромную лепту и поддержать этот некоммерческий проект:

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz