Тамбов и Тамбовская область известны своей музыкальной культурой. Одним из старейших в стране является Тамбовское музыкальное училище, которое воспитало много видных советских композиторов — И. Дзержинского, В. Желобинского, Г. Мушеля, профессора Московской консерватории В. Мержанова, руководителя ансамбля скрипачей Большого театра Ю. Реентовича.
Среди наших земляков — композитор А.Н. Верстовский, пианист К.Н. Игумнов. Шесть лет в тамбовское село Усово приезжал П.И. Чайковский и работал над симфонической фантазией «Буря», над Второй и Третьей симфониями, оперой «Кузнец Вакула», 28 лет в деревне Ивановке жил и работал С.В. Рахманинов, создав здесь почти все свои произведения.
В музыкальных собраниях, проводимых Тамбовским отделением Русского музыкального общества, участвовали известные певцы и музыканты — А. Скрябин, С. Танеев, А. Нежданова, Ф. Шаляпин, Л. Собинов и др.
О яркой, насыщенной музыкальной жизни Тамбовского края за 100 лет рассказывается в книге, написанной на основе изучения архивных материалов, воспоминаний, исторических документов.
От автора
Посвящая свой скромный труд замечательной дате в жизни нашей страны — 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции, я стремилась проследить вековой путь общественной музыкальной жизни Тамбовскою края. Сопоставляя музыкальную жизнь Тамбовщины до октябрьского времени и эпохи социализма, привлечь внимание к тем коренным изменениям, которые произошли в ней после Октября, показать, как музыка из достояния узкого круга избранных превратилась в достояние всего народа, как начала осуществляться и осуществилась программа развития искусства в Стране Советов, заключенная в словах В. И. Ленина: «Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их...» (Клара Цеткин. Воспоминания о Ленине. М., 1955, с. 14).
Автор не ставил своей целью охватить всю музыкальную жизнь края столетнего периода и исчерпывающе преподнести ее читателю. Задача была другая — дать, по мере сил стройный обзор ее, показать в процессе развития и в тесной связи с крупным и общественными событиями, оказавшими влияние на ее содержание и дальнейшую направленность.
Многие материалы для данной работы почерпнуты из отчетов Тамбовского отделения Русского музыкального общества, местного музыкального журнала «Баян», из газет «Тамбовские губернские ведомости», «Тамбовский край», «Тамбовская правда» и других документов, хранящихся в архивном отделе Тамбовского облисполкома, в областном краеведческом музее и областной библиотеке имени А.С. Пушкина. Многое взято из собраний частных лиц (в том числе и автора) и бесед с тамбовскими деятелями музы — участниками музыкальной жизни Тамбовщины на протяжении нескольких десятилетий.
Я считаю своим долгом выразись признательность сотрудникам всех вышеназванных учреждений и коллекционеру В.Г. Шпильчину, предоставившим нужные для работы материалы, журналисту П.А. Никольскому за ценные критические замечания и советы, а также В.Г. Бееперстову, С.В. Волкову, Ю.Н. Ишину и П.В. Петручуку, оказавшим большую помощь в 'подготовке фотоиллюстраций.
Из книги: Емельянова Н.Н. Музыкальные вечера. Хроника музыкальной жизни Тамбовского края за 100 лет. Воронеж, Центрально-Черноземное книжное издательство, 1977.