В Тамбовском крае есть небольшая деревня Ивановка, которая принадлежит теперь к Уваровскому району. В прежнее время она мало чем отличалась от многих других деревень, затерявшихся в степных далях Тамбовщины. Те же убогие хаты с соломенными крышами, та же равнина, бескрайняя ширь полей, луга, пруды и перелески. И все же уваровская Ивановка особенная и неповторимая. Она была замечательным очагом музыкальной жизни, связанным с именем выдающегося русского композитора, пианиста и дирижера С. В. Рахманинова, который навсегда вошел в историю и русской, и мировой художественной культуры как один из самых ярких поедставителей русского музыкального искусства первой половины XX века.
В этой Ивановке когда-то находилось имение Сатиных, близких родственников Сергея Васильевича, и он более двадцати лет проводил здесь по нескольку месяцев в году. Рахманинов любил Ивановку и стремился туда «или на отдых и полный покой. — как говорил он, — или, наоборот, на усидчивую работу, которой окружающий покой благоприятствовал».
В ивановском поместье было два дома, парк и три сада (старый, верхний и нижний). Оба дома фасадами «смотрели» на луг и большой пруд вдали. В большом двухэтажном доме жили Сатины. Здесь находилась хорошая библиотека с русскими, немецкими и французскими книгами, собиравшимися с XVIII века. Около дома был фонтан и клумбы с цветами. Во дворе площадка для игры в теннис и крокет.
Второй дом — флигель — состоял из двух половин. В левой (основной) двухэтажной первоначально помещалась судебная камера (первый этаж) и школа (второй этаж). С 90чх годов прошлого столетия в двухэтажной части флигеля стали размещаться гости.
В правой (одноэтажной) половине находилась кухня, комната для повара и прачечная.
В старом саду на насыпанном холме, обросшем ползучими и вьющимися растениями, стояла круглая деревянная беседка с врытым в землю столом и полукруглой скамейкой вокруг него. Около беседки росли громадные лиственницы.
От большого дома, параллельно въезду, шла самая длинная аллея с вязами. Ее называли «красной» потому, что к земле был примешан толченый кирпич. В дождливое время такая почва меньше прилипала к обуви, чем чернозем.
От въезда эту аллею отделял ров. Со стороны аллеи по краю рва сажали акацию, а со стороны въезда — розы и сирень. Из «красной» аллеи можно было войти в тополевую, которая вела через плотину в парк. От нее начиналась кленовая аллея, ведущая в «нижний» сад. За ручьем и двумя прудами-сажалками, отделенными друг от друга плотиной, находился огород и ягодник. От дома через кленовую аллею, орешник и ручей вилась тропинка к роднику, откуда брали питьевую воду.
При входе в парк тополевая аллея под прямым углом сходилась с березовой, определяющей собой границу между огородом и большим тенистым парком, устроенным по типу английских. Деревья в нем сажались группами: группа елей, группа осин, берез, ясеней, тополей, сосен, ветел, лип, кленов. Лиственные деревья окружали разными цветущими кустарниками: жасмином, жимолостью, бересклетом и сиренью. Группы были разбросаны по парку на большом расстоянии друг от друга. Между ними росла трава.
За парком начиналась деревня.
Первый раз С. В. Рахманинов приехал в Ивановку весной 1890 года вместе с Сатиными, принявшими его в свою семью после размолвки юноши с учителем Н. С. Зверевым, у которого он жил до конца 1889 года.
В это лето в имении собралось более двадцати человек. Кроме Сатиных там жили семьи Зилоти и Скалой. Тогда началось творческое содружество Рахманинова с двоюродным братом А. И. Зилоти, дружба с двоюродными сестрами Сатиными (Натальей и Софьей) и троюродными сестрами Скалой (Натальей, Людмилой и Верой). Все они относились к Рахманинову с обожанием, и он, рано потерявший семью, дорожил их добрым отношением. Вследствие разлада между родителями семья Рахманиновых распалась, ксгда С.Рахманинову было 8 лет. Первые три года он жил у сестры отца М. А. Трубниковой в Петербурге, а с 1885 года в Москве, став учеником Н. С. Зверева, у которого был на полном пансионе.
По вечерам дети Сатиных, Зилоти и Скалой или отправлялись на прогулку или, собравшись в гостиной большого дома, слушали игру Рахманинова. Здесь же часто возникали увлекательные разговоры и споры о музыке, театре и литературе.
В первое же лето Рахманинов нашел в Ивановке благоприятные условия для занятий. Он много играл, делал четырехручное переложение балета Чайковского «Спящая красавица». Написал «Песню» для виолончели и фортепиано, посвятив ее Вере, и «Вальс» на тему Н. Скалой — часть задуманной им Сюиты для шести рук, предназначенной для трех сестер Скалой.
В следующем году, самостоятельно приготовив экзаменационную программу и блестяще окончив Московскую консерваторию по классу фортепиано, Рахманинов вместе с Зилоти в конце мая уехал в деревню. В первые дни в Ивановке было тихо и почти безлюдно. До середины июня они жили вдвоем. В середине июня в Ивановку приехала семья А. И. Зилоти.
Учитель Рахманинова по классу фортепиано А. И. Зилоти, возмущенный действиями директора В. И. Сафонова, ушел из консерватории. Рахманинов не пожелал переходить к другому педагогу и к выпускным экзаменам готовился самостоятельно.
Александр Ильич поместился в большом доме, Сергей Васильевич — во флигеле.
Зато работал Рахманинов в это лето прилежно. С помощью Зилоти он исправлял переложение багета «Спящая красавица», неудачно сделанное в прошлом году, написал фортепианную Прелюдию фа мажор, обдумывал замысел симфонии («Юношеской») и начал работать над ней. Главным же было создание Первого фортепианного концерта. Еще весной в Москве он вчерне написал первую и вторую части концерта. К 18 июня в Ивановке он сделал инструментовку первой части. Вторая, написанная в Москве, не удовлетворяла композитора, и в Ивановке он написал ее заново. В два с половиной дня (с 3 по 6 июля) были созданы и инструментованы вторая и третья части.
Концертом Рахманинов был доволен. В письме к своему другу М. А. Слонову он рассказывает: «Можно себе представить, какая была работа! Писал с пяти часов утра до восьми вечера».
В сентябре 1894 года в Ивановке, куда Сергей Васильевич приехал в конце июля, он написал «Цыганское каприччио», сочиненное «в голове» летом в Костромской губернии, и проверил корректуру фантазии «Утес», созданной в Харьковской губернии в 1893 году. Приехав в Ивановку летом 1895 года, Рахманинов занял одну из комнат на втором этаже большого дома и собирался работать над Симфонией ре минор, замысел которой созрел еще в январе. Живя в Москве, Сергей Васильевич с увлечением делал первые наброски, надеясь летом закончить симфонию.
В симфонии он намеревался раскрыть давно волновавшую его тему — неумолимость рока и предначертанность судьбы человека. Композитору необходимо было уединиться и сосредоточиться. Он установил для себя строгий режим дня, при котором девять- десять часов в день он был занят творчеством и игрой на рояле. К 30 августа партитура симфонии была завершена. А к 25 сентября композитор сделал четырехручное переложение ее для фортепиано.
15 марта 1897 года сочинение исполнялось в Петербурге под управлением А. К. Глазунова и прозвучало неудачно. Провал симфонии, на которую автор возлагал много надежд, явился причиной душевной
депрессии. Рахманинов потерял веру в свои силы и мог писать только романсы и небольшие фортепианные пьесы.
Полное возвращение к творчеству ознаменовалось появлением Второго фортепианного концерта, одного из самых вдохновенных творений Рахманинова. Концерт написан в Москве (осенью 1900 года и в апреле 1901 года). В сентябре 1901 года в Ивановке Сергей Васильевич выполнил корректировку партитуры концерта для печати. Тогда же в Ивановке впервые прозвучали Второй концерт и недавно законченная Вторая сюита для двух фортепиано. Рахманинов и Зилоти разучивали эти произведения, готовясь к концертам предстоящего сезона.
В 1902 году неожиданно для всех Рахманинов и Н. Сатина решили пожениться. И, чтобы было чем «попам заплатить» и поехать после свадьбы за границу, композитор хотел написать «по крайней мере 12 романсов».
В апреле Сергей Васильевич приехал в Ивановку один, чтобы хорошо поработать. За какие-то двадцать дней он написал не только одиннадцать романсов (соч. 21), среди которых были широко известные («Сирень» на слова Е. Бекетовой, «Здесь хорошо» и «Как мне больно» на слова Г. Галиной, «Отрывок из А. Мюссе» в переводе А. Апухтина), но и десять Прелюдий для фортепиано (В 1903 году Рахманинов вернулся к этим Прелюдиям и окончательно отделал их). Композитор говорил, что романсы были написаны спешно. Летом в Люцерне он дорабатывал их. Но важно, что эти поэтические страницы родились в Ивановке. Там был родник, питавший его творчество.
Рахманинов оставил после себя целую галерею замечательных музыкальных пейзажей. Большинство из них создавалось в Ивановке, в непосредственном общении с природой и отражало эмоциональное состояние композитора, его размышления и влюбленность в свой край. Подобной музыкальной картиной явилась Прелюдия; ре мажор, написанная в апреле 1902 рода. Слушая эту музыку, мысленно видишь композитора, любующегося весенним разливом, чутко прислушивающегося к звенящей весенней капели.
Осенью 1902 года Сергей Васильевич и Наталья Александровна поселились во флигеле. Рахманинов выбрал для занятий самую маленькую комнату на нервом этаже с одним окном, выходившим в нижний сад, в глухое место, где никто не бывал.
Обстановка во флигеле была скромной и очень простой. Мебель делал местный столяр. В кабинете при входе, налево от окна стояли письменный стол и стул. Вдоль комнаты, клавиатурой к окну, стояло фортепиано. Собственного инструмента у Рахманинова никогда не было. Его брали на прокат; привозили в Ивановку весной и осенью отправляли обратно в магазин (в Москву или Воронеж). В правом углу около окна висела полка для нот и книг, под ней стояла кушетка. Теперь у С. В. Рахманинова было определенное и постоянное место для работы, что было для него очень важно.
Другим любимым местом для творчества являтась «красная» аллея. Там проходило сочинение музыки «в голове». Как рассказывает в своих воспоминаниях Л. Д. Ростовцова (Скалон), он гулял по аллее, опустив голову, барабаня пальцами по груди и, что-то поддевая. Потом возвращался в кабинет и записывал сложившееся «в голове».
Плодотворно шли занятия в Ивановке в весенне- летние периоды 1904 и 1905 годов. В 1904 году за два месяца (с 25 мая по 30 июля) была написана в клавире опера «Франческа да Римини». В мае и июне 1905 года закончена в партитуре опера «Скупой ры царь», а в июне и июле сделана инструментовка оперы «Франческа да Римини».
В 1906 году Рахманинов пробыл в Ивановке с конца июля до середины сентября и в последний ме сяц написал пятнадцать романсов (соч. 26). В их число входили шедевры вокальной лирики Рахманинова — «Я опять одинок» (слова Т. Шевченко в переводе И. Бунина), «У моего окна» (слова Г. Галиной), «Ночь печальна» (слова И. Бунина), «Проходит все» (слова Д. Ратгауза) и другие.
Летом 1907 года он работал в Ивановке над сокращением текста для оперы «Монна Ванна», переделывал первую фортепианную Сонату (Первый вариант сделан в мае в Дрездене). Во второй половине июля и в августе инструментовал Симфонию № 2, а через год, тоже в Ивановке, корректировал ее партитуру и голоса.
В 1909 году Сергей Васильевич жил в Ивановке с мая до середины сентября. Сначала он готовил к печати симфоническую поэму «Остров мертвых», . написанную в апреле в Дрездене. Как говорил сам композитор, ему пришлось сделать очень много поправок. Почти половину переписать вновь. Переделка коснулась главным образом оркестровки. Затем Рахманинов принялся за работу над Третьим фортепианным концертом и в то же лето закончил его. Дата и место создания концерта должны быть особо отмечены — это одна из вершин в творчестве композитора, одно из его центральных произведений, выделяющееся среди других масштабностью, сложностью развития, драматизмом содержания и виртуозностью.
Не менее плодотворным было лето 1910 гола. Рахманинов провел в Ивановке четыре месяца и за это время прокорректировал Третий концерт, готовя его к печати, написал тринадцать Прелюдий (соч. 32), «Литургию Иоанна Златоуста» для четырехголосного смешанного хора. В период работы надлитургией Рахманинов переписывался с М. А. Слоновым и А. Д. Кастальским, уточнял текст, решал вопросы, возникавшие у него в процессе сочинения. В особенности Сергей Васильевич дорожил замечаниями Кастальского — знатока древнецерковных обиходов, мастера хорового письма. Впервые под управлением автора литургия исполнялась в Петербурге хором Мариинского театра в феврале 1914 года. Весна и лето (апрель —август) 1911 сюда принесли девять Этюдов-картин (соч. 33).
В 1912 году Рахманинов прожил в Ивановке с мая до середины сентября и в июне написал двенадцать романсов (соч. 32 — «Какое счастье» на слова А. Фета, «Ветер перелетный» на слова К. Бальмонта и др). Во время пребывания в деревне Сергей Васильевич всегда работал много и плодотворно.
В 1913 году, когда создавалась вокально-симфоническая поэма «Колокола» (для оркестра, хора и солистов на текст Эдгара По в переводе Бальмонта), Рахманинов писал Мариэтте Шагинян: «...Вот уже два месяца целыми днями работаю. Когда работа делается совсем не по силам, сажусь в автомобиль и лечу верст за пятьдесят отсюда на простор, на большую дорогу. Вдыхаю в себя воздух и благословляю свободу и голубые небеса. После такой воздушной ванны чувствую себя опять бодрее и крепче...»
27 июля поэма была закончена. Рахманинов любил это сочинение и потому в особенности радовался успеху при его первом исполнении в Петербурге в зале Дворянского собрания 30 ноября 1913 года (дирижировал Рахманинов).
Одновременно с работой над поэмой «Колокола» композитор писал в Ивановке вторую Сонату для фортепиано. К 10 июля он сделал ее вчерне, а к 12 августа закончил первую часть. В следующее лето в Ивановке Сергей Васильевич опять был занят поэмой, проверяя переложение для пения с фортепиано, сделанное по его просьбе А.Б. Гольденвейзером.
Последняя значительная работа, сделанная в Ивановке, — четыре романса (соч. 38): «Ночью в саду у меня» — слова А. Исаакяна в переводе А. Блока; «К ней» — слова А. Белого; «Маргаритки» — слова И. Северянина; «Крысолов» — слова В. Брюсова. Над этими романсами Рахманинов начал работать в июне 1916 года в Ессентуках. Осенью в Ивановке он отделал и закончил их.
Последний раз С. В. Рахманинов посетил Ивановку в апреле 1917 года.
Так «через Ивановку» прошли почти все произведения Рахманинова. Одни из них сочинялись здесь, другие записывались, отделывались, инструментовались и готовились к печати, некоторые полностью создавались в Ивановке. В итоге почти все, что дал Рахманинов миру в области музыкального творчества, связано с его пребыванием на тамбовской земле.
С. В. Рахманинов — свидетель трех русских революций — понимал, что в России происходят важные события, которые должны привести к коренным переменам в общественно-политической жизни страны. Но, далекий от политики, он не сумел увидеть будущее своей Родины и всматривался в него с тревогой. В творчестве композитор выступал от лица человека, недовольного действительностью, страстно протестующего против серости, гнета и насилия, борющегося за светлые идеалы. Мятежным характером содержания обусловлен напряженный драматизм произведений Рахманинова предоктябрьского времени, их возбужденный тон, встревоженность, беспокойная устремленность и, по выражению Б. В. Асафьева, «повышенная эмоциональная температура».
Композиция и исполнительство увлекали Сергея Васильевича в равной степени. В Ивановке он делил себя между сочинением музыки и подготовкой к концертным выступлениям, Рахманинов много играл здесь, работая над совершенствованием своего мастерства и пополнением обширного и разнообразного репертуара.
С октября 1893 года и по 1917 год в Ивановке проходила и предварительная работа Рахманинова-дирижера. Он изучал партитуры многочисленных оперных и симфонических произведений, которыми должен был дирижировать в осенне-зимний период.
Рахманинову-пианисту и дирижеру принадлежит неоценимая заслуга в пропаганде русского искусства в России и за рубежом и в приобщении русской публики к зарубежной музыке. То, что внес Сергей Васильевич в музыкальную жизнь России и других стран мира, зачастую подготавливалось и зрело в скромной обстановке сельской усадьбы, в маленькой комнате с окном в нижний сад.
Рахманинов любил Ивановку. Он часто говорил об этом и писал своим друзьям. 6 июля 1905 года он пишет И.С. Морозову из Ивановки: «...Мне тут так хорошо, что я уже начал считать с тоской дни до отъезда и каждый вечерний чай я со вздохом убавляю еще одну цифру в общем числе. Так что сегодня вечером я произнесу цифру «42». Это мало, очень мало и очень скоро пройдет». Через год, после возвращения из Италии, Рахманинов писал: «Милый друг Никита Семенович, вот уже неделю как живем тут. Здесь все спокойно и тихо... И не могу тебе сказать, до чего тут хорошо себя чувствую! Наконец уселся на свое место. И на этом месте и кругом мне все знакомо, симпатично; внутри меня я чувствую покой, который не давался мне последние месяцы. Был бы очень счастлив, если б удалось здесь пожить подольше...» (23 июля 1906 года).
В 1912 году (8 мая) Сергей Васильевич писал М. С. Шагинян: «Ивановка» — старинное имение, принадлежащее моей жене. Я считаю его своим родным, так как живу здесь 23 года. Именно здесь давно, когда я был еще совсем молод, мне хорошо работалось».
«Я русский композитор, — говорил о себе Рахманинов,— моя родина определила мой темперамент и мировоззрение. Моя музыка — детище моего темперамента, поэтому она — русская».
В том, что Рахманинов стал великим русским композитором, большую роль сыграла Ивановка, которую он любил как частицу своей великой Родины, воспитавшей его как человека и музыканта.
Из книги: Емельянова Н.Н. Музыкальные вечера. Хроника музыкальной жизни Тамбовского края за 100 лет. Воронеж, Центрально-Черноземное книжное издательство, 1977.