В настоящее время во многом благодаря усилиям губернатора Тамбовской области Олега Ивановича Бетина на Тамбовщине развернулось масштабное строительство православных храмов. Этот раздел сайта посвящен храмам и монастырям Тамбова и Тамбовской области, как православным, так и других конфессий.
В начале русской истории Тамбовский край стоял вне нашей государственной жизни. В наших дебрях, пустошах и диких полях обитали языческие Финские племена: Мордва и Мещера, Чудь, Меря, Весь, Мурома и Черемисы. Все они занимались звероловством и производили обширную торговлю мехами. В наших летописях есть смутные указания на то, что наши аборигены не раз подвергались опустошительным набегам печенегов, Камских болгар и половцев. В это время обильно проливалась кровь наших предков, развивалось на всем своем просторе глубокое и разнообразное человеческое горе, и только давность и смутность исторических известий скрывают от нас наше прошлое... Когда явились первые русские колонисты в пределах нынешней Тамбовской губернии, нам неизвестно. Первые русские летописные известия о русских городах в нашем Мордовско - Мещерском крае относятся к XIII веку. В 1209 году в городе Кадоме, принадлежавшем рязанскому князю, убит был возмутившимися жителями тысяцкий Матвей Андреевич. В это время русские вели упорную борьбу с самостоятельными мордовскими князьями Пургасом и Перешом. Но скоро эта племенная вражда замолкла. Наступили тяжелые годы монгольского нашествия. Описывая их, Воскресенская летопись говорит о нападении татар на владения липецкого князя Святослава, укрывшегося в воронежских лесах. С этого времени Тамбовский край, в котором началась уже усиленная русская колонизация, надолго сделался диким полем. В XIV веке русский митрополит Пимен совершал через наши степи известное свое «хождение в Царьград». Московский святитель плыл по Дону в нынешнем Лебедянском уезде и вот что сказано о наших местах в его путевых записках: «Сие путное шествие бысть печально и уныльниво, бяше пустыня зело всюду, не бе бо видети тамо ничтоже, ни града, ни села».
Все эти смутные летописные сказания представляют, конечно, слишком слабый источник для местной церковной истории, так что вопрос о начале тамбовской церкви является открытым. Несомненно, что христианство в Тамбовском крае явилось одновременно с русскою колонизациею. Но как оно постепенно развивалось — этого мы не знаем. Нам известно то, что до второй половины XIII века малочисленные церкви нынешнего Тамбовского края принадлежали к Черниговской епархии. С этого времени южная часть Тамбовской губернии отошла к Сарской епархии, средняя — к Рязанской, северная — к Ростовской и Муромской. Юная тамбовская церковь, по-видимому, имела сильное влияние на местных инородцев. Это видно из следующих фактов. В половине XIV века в нашем Мещерском крае крестился владетельный татарский князь Беклемзиш Ширинский «со многими людьми». А при великом князе Димитрии Донском в нашей местности проживал крещенный мордовский князь Александр Укович, впоследствии продавший названному московскому государю все свои владения.
Усиленное развитие христианства в нашем отечестве всегда характеризовалось построением монастырей, которые в прежние времена имели несомненное и громадное национально-религиозное значение. Поэтому весьма любопытно было бы знать, когда начались наши древнейшие тамбовские обители.
Сохранилось предание, что, наша первая пустынь основана, была при сыне Димитрия Донского Василии 1-м, на том самом месте, где теперь находится Лебедянский Троицкий монастырь. Основателем ее был, разбойничий атаман Тяпка, а первым игуменом — некто старец Петр. У старца Петра был в послушании какой-то русский владетельный князь, за тяжкое преступление изгнанный великим князем из московских пределов. Можно думать, что это был смоленский князь Юрий Святославович, убийца вяземского князя Симеона Мстиславовича и его супруги Юлианы…
С усилением христианства в местном народонаселении увеличивалось количество монастырей, один из которых существует и доселе. Это — Шацкий Николаевский Черниев монастырь. Основан он в 1573 году старцем Матфеем на месте одной ветхой церкви, «более ста лет стоявшей без пения...». Результатом этого было то, что многие язычники из мордвы, присматриваясь к православной обрядности и прислушиваясь к стройному монастырскому пению, охотно и сами делались православными. Сам первый строитель Черниевой обители больше всей братии занимался миссионерством.
«Подговором и лебезою, — по словам старинных актов, — он приобрел для православной церкви из мордвы 25 человек. С этого времени в глухой мордовско-мещерской стороне стали возникать сельские храмы, появилось под защитою «сторожевых и оборонных властей» русское духовенство и вследствие этого наши инородцы все крепче и крепче притягивались к Московской державе.
Во второй половине XVII века большинство, тамбовской мордвы все-таки оставалось в язычестве. Поэтому рязанский архиепископ Мисаил, с разрешения патриарха Никона, принял на себя апостольский труд христианского просвещения язычников. В 1665 году, обративши в христианство более 4500 душ, преосвященный плыл однажды из села Конобеева в деревню Енбирную и в это время убит был языческою мордвою. Смерть доблестного архипастыря-миссионера не устрашила, однако, его последователей — учеников, и темниковский священник Иоанн вместе с краснослободским священником Иосифом деятельно и плодотворно проповедовали христианство в мордовских захолустьях. Но не все тамбовские миссионеры действовали подобно им. Иные обращались к содействию светской власти и силою крестили мордву, или же сманивали ее на свою сторону подарками, выдавая новокрещеным по рублю, а женам их по 50 коп. В это время подьячий Починковской конторы (поташной) Василий Симонов представил духовному начальству следующий проект христианского просвещения мордвы. «Надлежит устроить, - писал он, - близ мордовских сел школы, для инородческих мальчиков, коих брать по одному с 10 дворов. Учебники им раздавать даром: азбуки, часословы, псалтыри. Содержание училищ возложить на мордву и об их, успехах 3 раза в год доносить в Москву». Проект Симонова не был принят и автор его сочтен был почему-то за человека «не в полном уме». Как бы то ни было, христианство в мордовском крае, вследствие усиленного притока русской колонизации, все усиливалось. От этого к концу XVII столетия край наш в религиозном отношении на столько обновился, что явилась, наконец, возможность, основать самостоятельную Тамбовскую епархию.
Тамбовская епархия открыта в феврале 1682 года повелением царя Феодора Алексеевича и по благословению святейшего патриарха Иоакима. Первым Тамбовским (и Козловским) епископом был Леонтий, управлявший епархией около трех лет. Служебная карьера нашего первого архипастыря была весьма печальна: за раскольнические мнения епископ Леонтий был сослан в Суздальский Евфимиев монастырь. Что потом было с ним, неизвестно. По словам известного Строева, Леонтий упоминается в числе Суздальских заточников в 1707 году. Вероятно, именно в этом году он и умер.
С 15 февраля 1685 года и по 28 июля 1698 года Тамбовской епархией управлял знаменитый Питирим, бывший дотоле архимандритом Вяземского Предтечева монастыря. Местное народонаселение сохраняет об этом святителе благоверную память, и приникают к его гробнице с особенною верою и надеждою на ее прославление. Действительно, преосвященный Питирим отличался необыкновенным благочестием, трудолюбием и простотой в жизни. Он часто служил, нисколько не стесняясь бедностью современной ему тамбовской церковной обстановки или же становился на клиросе и пел вместе с соборным причтом. С особенным усердием прославленный наш владыка относился к монашеской жизни, понимая ее в духе первых веков христианства. Памятниками его аскетически идеального направления в настоящее время служат Трегуляев, Предтечев и Вознесенский женский монастыри. Трегуляев Предтеченский мужской монастырь был основан в 1688 году в 8 верстах к югу от Тамбова. Вознесенский женский монастырь был основан в Тамбове в 1690 году. Первой игуменьей монастыря по легенде считают сестру Питирима Екатерину.
В то же время воздвигнут, был им нижний этаж Тамбовского Преображенского собора. Табовский Преображенский собор был основан в 1694 году и строился на протяжении всего XVIII – первой половины XIX веков. Являлся главным собором Тамбовской епархии. Все эти сооружения нашего приснопамятного архипастыря, по крайней бедности кафедры его отличались скромностью размеров и скудностью всех церковных утварей. Сам преосвященный, чуждый внешнего величия, служил литургии в тесном и убогом правом приделе Преображенского собора, так как у него не было средств окончить начатую постройку. Но бедный материально епископ Питирим обильно восполнял свою внешнюю нищету внутренним и нравственным богатством и таким образом имя его является нам в ореоле апостольской славы…
Преемником Питирима был у нас епископ Игнатий, бывший архимандрит рязанского Солотчинского монастыря. Он управлял епархией только полгода и сослан был царем Петром в Соловки на вечное житье. Причиной этого было то, что Игнатий был невнимателен к известным царским указам относительно церковных имуществ. 23 августа 1699 года его отлучили даже на Московском соборе от церкви и вместе с тем закрыли епархию и подчинили ее Рязанскому митрополиту Стефану Яворскому. Отсюда мы можем заключить, что вины нашего третьего владыки были не малые (См.: ПСЗ, Т. XVIII, СПб., 1830. С.72-73, №12861, 1767 год. «Об остановлении разбора церковников и включении их в подушный оклад впредь до рассмотрения». Указ приостанавливал действие указа от 1757 года о разборе церковников Тамбовской губернии).
Итак, в 1699 году Тамбовской епархии не стало. Наступило господство провинциального духовного приказа. В сельских захолустьях по церковному ведомству выступили на первый план поповские старосты, заказчики и десятоначальники, вся деятельность которых была направлена к сысканию лжеучителей и суеверов.
В конце царствования императрицы Елизаветы Петровны Тамбовская епархия была восстановлена. В июне 1758 года к нам прибыл епископ Пахомий, оставивший о себе самую тяжелейшую память. Это был человек слишком заметный по жестокости даже в те суровые времена.
Он был ласков только с посторонними людьми, в особенности с помещиками. А для духовенства епископ Пахомий был тем же, чем были в его времена некоторые суровые помещики для крепостных крестьян. Он сек священников плетьми и заковывал их в ручные и ножные кандалы, а сыновей и дочерей их нередко дарил или продавал своим приятелям. Отсюда, может быть, объясняются все те многочисленные уклонения от православия, которыми с половины прошлого столетия заметно отличается Тамбовская губерния…
Слух о деятельности Пахомия дошел, наконец, до Св. Синода и 14 ноября 1766 года Тамбовская епархия была избавлена от своего владыки. Епископ Пахомий переведен был в Устюг, а оттуда – в Москву, в Андрониев монастырь.
После Пахомия в течение 20-ти лет Тамбовскою епархией управлял епископ Феодосий. Это был человек добрый, чуждый внешнему величию и для всех доступный.
Но 9-го февраля 1770 года его устранили от управления епархией и вызвали в Воронеж. В 1773 году епископ Феодосий был всемилостивейше прощен и возвратился в Тамбов, где в конце 1786-го года окончил свое святительное поприще. В 1779 году проводится открытие духовной семинарии.
23 декабря 1786 года преосвященный Феодосий скончался и с честью похоронен был губернатором Державиным у северной стены кафедрального собора. По смерти Феодосия тамбовскими епископами преемственно были Феофиль и Иона. Оба они составляют славу и украшение местной церковной истории и, во всяком случае, принадлежат к числу лучших русских епископов послепетровского периода. Первый отличался неутомимой деятельностью и энергичным преследованием всевозможных епархиальных беспорядков, а второй, бывший в последствии экзархом Грузии и членов Св. Синода, уступая Феофилу в энергии и административных способностях, превосходил его гумманостью в отношениях к епархии и, таким образом, был по преимуществу носителем самых существенных свойств христианства.
Епископ Феофил вступил в управление Тамбовской епархией в мае 1788 года. Получив эту епархию крайне разоренною во всех отношениях, он принял строгие меры к заведению в ней порядка и в этом направлении достиг значительных результатов. Именно в этом заключается его право на историческую память.
Преосвященный Феофил скончался в конце 1811 года. Тело его погребено в Тамбовском Казанском монастыре у южной стены. Преосвященный Феофил оставил значительное состояние в билетах сохранной казны и в наличных деньгах. Тем и другим воспользовались его наследники. Все книги гражданской печати, по духовному завещанию епископа Феофила, поступили в библиотеку Тамбовской семинарии, белье и холст даны были казеннокоштным семинаристам, шубы и ряс – монастырской братии… Преемником Феофила был епископ Иона, управлявший Тамбовской епархией до 1821 года.
Епископство Ионы отмечено весьма важной епархиальной реформой. Тамбовские священнослужители, по примеру своего архипастыря, начали сочинять и произносить проповеди. Епископ Иона обратил внимание на иконописание, так как во многих церквях Тамбовской епархии «иконы писаны были подлым обычаем и на скаредных досках». Поэтому всем церковным причтам внемено было в обязанность строго следить за церковным «иконным благолепием».
Но особенно архипастырь посвятил себя нравственному исправлению тамбовского духовенства. Большое внимание епископ Иона уделял на внешний порядок богослужения.
В1821 году Иона выбыл из Тамбова в Астраханскую епархию. Преемниками его на тамбовской кафедре были епископы Феофилакт и Афанасий. Оба они не оставили по себе прочной памяти в народе и духовенстве. Гораздо больше можно сказать о преемнике Афанасия – Евгении, хотя он управлял епархией недолго: с 1829 года по 1832 год. Имя его доныне произносится лицами духовного звания с выражением крайней нелюбви к памяти этого сурового архиерея, думавшего несчастием сотен семейств заслужить у правительства какую-нибудь лишнюю награду…
Епископ Арсений, бывший во главе Тамбовской церкви до апреля 1841 года, главное свое внимание уделял на многочисленных и разнообразных сектантов.
Преемником Арсения был епископ Николай, профессор и ректор Петербургской академии. Имя архипастыря и доселе произносится всеми местными жителями с особенной любовью. Епископ Николай оставил Тамбовскую кафедру в 1857 году. Преемниками его были следующие епископы: Макарий, Феофан, Феодосий, Палладий.
Эпоха позднейших владык ознаменована в жизни Тамбовского духовенства многими важными событиями. Макарий и Феофан подняли умственно-нравственный уровень нашей епархии. С этого времени стали издаваться местные епархиальные ведомости, далеко не последние в России. При епископе Феодосии открыто было женское епархиальное училище.