История Мичуринска началась под стук топоров на вершине пустынного холма. Вывшая военная крепость на окраине царской России — теперь мирный город в самом центре Российской Федераций. Один из бесчисленных городов Отчизны, он занят созидательной работой, вливающейся в общее грандиозное дело создания инновационных технологий.
Мичуринску сравнительно недавно на географических картах был присвоен кружок, принятый для обозначения крупных городов. Этим он обязан быстрому промышленному развитию — преимущественно в годы послевоенных пятилеток. Как свидетельствуют статистические данные на конец 1985 года, объем промышленного производства в городе по сравнению с 1940 годом возрос в 18 раз.
Современный Мичуринск — промышленный наукоград. Предприятия города — это заводы авторемонтный, станкоремонтный, домостроительный комбинат, хлебозавод № 2, экспериментальный консервный, заводы железобетонных изделий, заводы по ремонту сложной бытовой техники, теле- и радиоаппаратуры, швейные фабрики, заводы имени Ленина, железнодорожный имени Калинина. Пережили второе рождение и предприятия-ветераны: отделения железной дороги, железнодорожные вагоноремонтные предприятия.
У каждого предприятия города своя интересная история.
Год рождения Козловской железнодорожной ветки — 1866-й. Подсчитано: каждый четвертый житель Мичуринска — железнодорожник, то есть почти в каждой семье кто-нибудь да работает на железнодорожном транспорте...
В начале сентября 1866 года из Ряжска в Козлов по только что проложенной магистрали пришел первый поезд. В этом была огромная необходимость: Непролазные весной и осенью грунтовые дороги, соединявшие хлебородную Тамбовщину с Москвой, мешали экономическому развитию края. Земляная жижа делала невозможным всякое движение. Путь от Воронежа до Москвы (Козлов при этом не минуешь) одноконные подводы проходили за 10—15 суток! Даже на почтовых трактах, которые были в лучшем состоянии, скорость перевозки пассажиров не превышала 10 верст в час.
Развивающийся капитализм, военно-стратегические соображения, интересы внутренней и внешней торговли требовали строительства железных дорог, в частности в таких губерниях, как Тамбовская. Местное купечество, промышленники горячо подхватили эту идею. Их целью было максимальное вовлечение в оборот избыточного хлеба. Железная дорога делала доступными внутренние рынки сбыта для продукции, выпускаемой молодыми капиталистическими предприятиями центральных губерний. Возникло акционерное общество под названием «Общество Рязанско-Козловской железной дороги». Оно-то и взялось за строительство дороги от Рязани до Козлова. Постройка дороги была проведена в небывало короткий срок. Первые работы начались весной 1865 года, а движение открылось 4 сентября 1866 года. Столь необычно высокие для России темпы объясняются преимуществами равнинной местности, особенно от Ряжска до Козлова: на грунт достаточно было насыпать небольшой слой песчаного балласта, а на него положить шпалы. Рабочая сила нашлась в избытке. Испытывавшие страшную нужду крестьяне тысячами шли на стройку, довольствуясь самой ничтожной платой.
В первое время поезда по этой линии шли без расписания. Пассажирских не было вовсе, а товарные формировались по мере поступления грузов. График движения был введен в ноябре.
Козловская железнодорожная линия врезалась в плодородные районы России. Она связала Москву с густо населенными губерниями земледельческого центра. Спустя четыре года акционерное общество ввело в эксплуатацию второй путь — так велик был спрос на перевозку хлеба и других сельскохозяйственных продуктов.
Ныне Мичуринское отделение Юго-Восточной железной дороги — одно из крупнейших в стране. Особенно велико значение Кочетовского узла. День и ночь с севера на юг движутся по нему пассажирские и грузовые поезда. Дорога полностью электрифицирована. Огромный грузопоток регулируется автоматически. Документация передается на обработку по пневмоканалам.
Два локомотивных и два вагонных депо, множество другие служб ведут эксплуатацию и ремонт подвижного состава, поддерживают в рабочем состоянии дорожное полотно и систему сигнализации и связи. К услугам: мичуринских железнодорожников два клуба, четыре школы, предприятия торговли, общественного питания, быта.
Несколько лет назад был реконструирован вокзал станции Мичуринск-Уральский. Теперь это современное, удобное для обслуживания пассажиров здание. В северозападной части города есть и другой вокзал — на станции Мичуринск-Воронежский.
Силами своих строительных подразделений отделение дороги постоянно возводит жилые и производственные здания.
Ровесник отделения железной дороги — Мичуринский локомотиворемонтный завод (в прошлом – имени М.И. Калинина). Это бывшие железнодорожные, мастерские. Не было, на верное, в истории развития отечественного железнодорожного транспорта типа паровоза, которого не коснулись бы золотые руки мичуринских ремонтников. Подлинный расцвет завода начинается только после Великого Октября.
1921 год. Предприятие отремонтировало 50 паровозов для Московско-Рязанской дороги.
1922 год. Трудящиеся завода посылают телеграмму в ЦК РКП (б): «Рабочие, мастеровые и служащие шлют сердечный привет, пожелания скорейшего выздоровления дорогому вождю Владимиру Ильичу, выражая полную готовность до конца бороться за возглавляемое им начатое дело, и зачисляют его почетным котельщиком по 9-му разряду, а заработок его будут направлять в фонд помощи коммунистам, заключенным в тюрьмах всех стран».
1936 год. Мичуринские паровозоремонтники выполняют уникальный заказ — изготовляют для Всемирной промышленной выставки в Нью-Йорке действующий макет локомотива в одну десятую часть натуральной величины.
1967 год — год 50-летия Советской власти. Отремонтировано 500 локомотивов. Освоено изготовление колесных пар для тепловозов и электросекций, вагонных осей, инжекторов, вагонных стяжек, соединительных втулок, консерваторов для высоковольтных трансформаторов, холодильной аппаратуры для комплектации аммиачных компрессоров.
1983 год. Из ворот завода выходят 15 тепловозов, отремонтированных сверх задания.
Локомотивы на мичуринском локомотиворемонтном заводе ремонтируют с использованием современных нано-технологий. Каждый год механизируется до десяти и более технологических процессов. Рабочие, мастера, инженерно-технический персонал увлеченно занимаются рационализацией, изобретательством. На заводе нет цеха, смены, участка, бригады, которые бы не справлялись с производственными заданиями. План одиннадцатой пятилетки был выполнен досрочно.
В период брежневского застоя в Мичуринске были реконструированы три крупнейших на Тамбовщине предприятия Всесоюзного производственного объединения «Союзавтопром». Старейший из них — завод имен В.И. Ленина. У него есть точная дата основания: 5 января 1870 года. Первоначально это были примитивные металлические мастерские предпринимателя средней руки Богатырева. Дверки для домашних печей, колосники, сковородки и прочая мелочь — вот и вся номенклатура выпускаемых изделий. В 1917 году мастерские становятся на консервацию, но молодой Республике Советов как хлеб нужен металл, и в начале января 1930 года местная газета «Наша правда» сообщала: «Мощная семья металлургических заводов пополнилась новой единицей. В Козлове пущен в ход завод «Ленпромет». Спустя четыре года делегаты от «Ленпромета» показали на городской партийной конференции первые поршневые кольца к двигателям тракторов. Тогда же было объявлено о решении правительства присвоить заводу имя основателя Советского государства В.И. Ленина.
В годы предвоенных пятилеток завод играл видную роль в рождении и становлении советской автомобильной промышленности. С началом Великой Отечественной войны он эвакуируется на восток и в кратчайшие сроки перестраивается для выпуска оборонной продукции. После Победы, со второй половины сороковых годов, поршневые кольца автомобильным и моторным предприятиям страны начал поставлять в основном Мичуринский завод. К 1970 году он уже являлся поставщиком 716 предприятий. Совместно с Научно-исследовательским институтом автомобильной промышленности коллектив завода осваивает производство поршневых колец из стальной ленты. Применение их позволило в два раза увеличить межремонтный пробег автомашин и в 2—3 раза экономию масел. 15 января 1970 года за достигнутые успехи в техническом переоснащении производства, увеличении выпуска продукции завод был награжден орденом «Знак Почета». В том же году новая промышленная площадка за путепроводом, которым заканчивается улица Лаврова, получает название автоагрегатного завода. Ныне заводы имени Ленина и автоагрегатный снабжают поршневыми кольцами не только крупнейшие автозаводы СССР, но и автомобильную промышленность ряда зарубежных стран.
Застраивается большой пустырь вокруг гигантских корпусов автоагрегатного завода. Рядом — домостроительный комбинат, цеха нового хлебозавода, служба автосервиса легковых автомобилей. Поднимаются ввысь жилые дома.
В октябре 1943 года на базе Мичуринской машинно-тракторной мастерской, авторемонтного пункта и литейно-механического завода местной промышленности был образован мотороремонтный завод — ныне завод автонасосов, — еще одно предприятие города, включенное в отечественную индустрию автомобилестроения. В прифронтовых условиях завод ремонтировал грузовые автомобили и тягачи. В 1946 году он специализируется на капитальном ремонте двигателей к тракторам, комбайнам, автомобилям. При заводе создается станкоре-монтный цех для обслуживания МТС. В стране не хватало запасных частей для сельскохозяйственной техники, и завод освоил их изготовление в большой номенклатуре — до 80 наименований. А начинать пришлось с деревянных колесных втулок.
В 1959 году предприятие переходит к выпуску запасных частей и узлов для автомобильной и тракторной промышленности и переименовывается в «Запчасть». В первый же год освоения новой продукции было изготовлено около двух с половиной тысяч водяных насосов к двигателю автомашины ГАЗ-51, а шесть лет спустя уже более полмиллиона.
В 1967 году завод осваивает водяные насосы к автомобилю «Волга», а в 1975—1976 годах — к новинке современного отечественного автомобилестроения — КамАЗу. Это стало возможным после реконструкции и пуска автоматической линии по сборке корпусов — первой в Мичуринске.
Одно из передовых предприятий города — авторемонтный завод. Оно небольшое, но играет важную роль в экономике страны. Мичуринские авторемонтники дают вторую жизнь автобусам, главным образом знаменитым ЛАЗам.
Основано предприятие в 1950 году. Тогда в самом начале улицы Лаврова строители воздвигли несколько цехов, скромную контору заводоуправления. И закипела работа. Со всех концов страны стали приходить в город нуждающиеся в капитальном ремонте грузе автомашины ЗИС-5. Спустя шесть лет, практически на тех же площадях, накопившие значительный опыт мичуринские авторемонтники приступили к восстановлению автобусов ЛиАЗ и ЛАЗ.
Завод в год капитально ремонтирует более 1000 мощных комфортабельных автобусов Львовского автозавода.
Хотя в Мичуринске нефть не добывают. Но зато она течет здесь по стальным трубам знаменитого нефтепровода «Дружба».
В июле 1960 года в Мичуринске появилось пятое строительное управление треста «Щекингазстрой». За двадцать лет оно построило и сдало в эксплуатацию более тысячи километров магистральных трубопроводов, шесть насосных станций, завод «Спецстроймашремонт», газораспределительную станцию, школу, дом культуры, детские дошкольные учреждения. Именно это управление строило первую и вторую очереди нефтепровода «Дружба».
Отлично работают эксплуатационники. В нескольких километрах от города, неподалеку от места слияния рек Лесной и Польный Воронеж, вырос большой благоустроенный поселок Никольское. Специалисты обеспечивают своевременную и бесперебойную поставку нефти потребителям. В их распоряжении высокоавтоматизированное оборудование. Внедряется автоматизированная система управления нефтепроводом, которая позволит получать всю необходимую информацию о работе технологического оборудования, о ходе перекачки нефти, выбирать для этого оптимальные режимы: Строители и эксплуатационники работают в тесном контакте.
По железной дороге, автомобильными трассами прибывают в Мичуринск металлорежущие и металлообрабатывающие станки, нуждающиеся в ремонте. Им дает вторую жизнь Мичуринский станкоремонтный завод. Это — одно из самых молодых предприятий города: в 1984 году ему исполнилось 20 лет. У завода довольно большой годовой объем продукции — более чем на 6 миллионов рублей. Предприятие не только ремонтирует токарно-винторезные станки, но и производит запасные части ко многим моделям, выполняет немало других заказов. Мичуринские станкоремонтники поставляют свою продукцию в ряд стран мира.
Пожалуй, самое почтенное по возрасту предприятие— это Мичуринский экспериментальный завод. Основан он был одним предприимчивым помещиком в 1810 году для удовлетворения потребностей в спирте питейных заведений России. Заводишко был примитивный: привод на конной и ручной тяге, аппарат, в котором шел процесс образования спирта, деревянный. Полученная жидкость стекала по деревянному желобу, котельная топилась торфом, «расхолодка», как выражаются специалисты-спиртовики, осуществлялась льдом, нарезанным загодя на зимней реке. Труд людей был нелегок, рабочий день длился 12—16 часов. Выработка составляла сто ведер в сутки. В 1900 году спиртзавод сгорел дотла. Но через год его отстроили заново.
Экспериментальный завод сегодня — база Всесоюзного научно-исследовательского института продуктов брожения. Это предприятие с высокой степенью механизации процессов. Суточная выработка спирта составляет 2000 декалитров. Кроме того, вырабатываются кормовые дрожжи—эффективная добавка в рацион сельскохозяйственных животных — и ферментные препараты для осахаривания крахмального сырья.
В городе два консервных завода. Их продукция хорошо известна в стране и за рубежом.
Экспериментальный консервный завод очень молод. Сначала это были учебно-производственные мастерские технологического техникума. Они перерабатывали плоды и овощи, поступавшие через систему Роспотребсоюза. В 1965 году мастерские стали заводом. Завод тесно сотрудничает с научно-исследовательской химико-технологической лабораторией (НИХТЛ). Ее специалисты оказывают пищевым предприятиям потребительской кооперации помощь в освоении новых видов продукции, прогрессивной технологии, внедрении более совершенного оборудования, поточно-механизированных линий, а также передового опыта. Экспериментальный консервный завод является базовым предприятием для проверки рекомендаций химиков-технологов. Безотказно действует расфасовочно-упаковочная машина. С конвейера сходят консервы в красивой гигиенической полимерной упаковке. Большим успехом у покупателей пользовались клюква, черная смородина, протертые с сахаром. В СССР им был присвоен знак качества. Перерабатываются здесь и яблоки, томаты, огурцы.
Другое предприятие подобного типа — консервный завод — по возрасту значительно старше экспериментального. Его биография начинается с 1928 года, со времени основания акционерным обществом «Союзплодоовощ» небольшого комбината. Место для строительства было выбрано удачное: мимо комбината по дороге из близлежащих сел крестьяне везли в город излишки сельскохозяйственной продукции. Комбинат выпускал соленья, варенья, джемы, повидло, соки. Все это расфасовывалось в деревянные бочки. Часть продукции шла на экспорт. Ныне ОАО Мичуринский консервный завод — современное предприятие, вырабатывающее плодоовощные и мясные консервы в широком ассортименте. Большим успехом у потребителей пользуются консервы для детского питания.
Все меньше и меньше на заводе участков, где применяется ручной труд. Увеличивается количество автоматических линий, в настоящее время их четыре: две по переработке консервированного зеленого горошка, линия по переработке огурцов и соковая. Продукцию. Мичуринского консервного завода можно встретить на всех широтах нашей страны, особенно на севере, в Тюмени, на Алтае, на БАМе...
Здесь сказано далеко не о всех крупных промышленных предприятиях города, которых в современном Мичуринске более тридцати. Много интересного можно было бы поведать о заводах металлоизделий, строительных материалов, домостроительном комбинате, двух локомотивных и двух вагонных депо, автотранспортных предприятиях. Свои примечательные черты есть у горпищекомбипата — выпускаемая им столовая минеральная вода славится отличными вкусовыми качествами. Но мы ставили задачу дать общее представление о промышленном Мичуринске — новой для гостей города, по-своему интересной географической точке на карте России.
Глава из книги:
Кострикин В.К., Коробов В.В. Город старый, город новый. — Воронеж: Центр, Чернозем. кн. изд-во, 1987. — 142 с.