Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

В мае 1957 г. Н.С. Хрущев на собрании представителей колхозников выдвинул лозунг «Догнать и перегнать Америку!».

1957-1959 гг. были отмечены серией административных реформ и кампаний («кукурузная», «мясная», «молочные рекорды»).

Вторая реформа заключалась в укрупнении колхозов.

В 1959 году колхоз «Красный Энгуразовец» вошел в состав колхоза «Завет Ильича» Чуево-Алабушского сельсовета, а в 1960 году по решению Уваровского райисполкома от 15 февраля 1960 г. № 57, утвердившего решение общего собрания колхозников колхоза «Завет Ильича» о желании перейти в совхоз «Луч». Колхоз «Завет Ильича» вошел в состав совхоза «Луч» Уваровского района и стал его отделением.

Колхозники бывшего колхоза «Красный Энгуразовец» стали рабочими и служащими второй бригады первого отделения совхоза «Луч». Бригадиром был назначен Давыдов Акбяр Алимович.

В семидесятые годы совхоз построил в нашем селе 2 коровника. Почти половина взрослого населения были заняты круглый год работой.

14 октября 1964 г. Н.С. Хрущев был смещен со всех занимаемых им должностей.

Первым секретарем ЦК КПСС стал Л.И. Брежнев, а правительство возглавил А.Н. Косыгин.

Во время правления Л.И. Брежнева, хотя и называется временем застоя, но жители нашего села стали жить лучше.

В 1967 году в наше село провели свет, водопровод.

Если до семидесятых годов дома в деревне стояли под соломенной крышей, были неприглядными, покосившимися, то теперь уже стали строиться в селе двухэтажные кирпичные дома.

В 1986 году совхоз построил новое типовое здание школы на 192 ученических места, новый магазин, столовую, клуб, медпункт и отделение связи.

В 1980 году появилась новая улица из новеньких кирпичных домиков для рабочих и учителей совхоза.

А в 1992 году были заасфальтированы главные улицы села.

Года два назад начали и газ проводить, но пока газа нет в домах.

После смерти Л.И. Брежнева (ноябрь 1982 года) наступает период острой борьбы за власть, в результате которой к власти пришла группировка относительно молодых политиков, готовых к большей или меньшей степени к обновлению системы.

В марте 1985 года генеральным секретарем ЦК КПСС стал М.С. Горбачев, председателем Совета Министров СССР – Н.И. Рыжков. Началась перестройка.

В апреле 1985 года на пленуме ЦК КПСС был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны. На селе было принято равенство пяти форм хозяйствования: совхозов, колхозов, агрокомбинатов, арендных коллективов и фермерских хозяйств.

Демократические преобразования, проводившиеся в России в начале 90-х годов, отразились на всех отраслях народного хозяйства, в том числе и в сельском хозяйстве. На основе Законов РСФСР «О предприятии в РСФСР», «О земельной деятельности» произошла реорганизация совхоза «Луч» в акционерное общество закрытого типа «Луч». Произошло это по решению общего собрания трудового коллектива совхоза «Луч» от 28 февраля 1992 г. и постановлении администрации Уваровского района от 27 августа 1992 г. «О регистрации акционерного общества закрытого типа «Луч»», путем передачи государственного имущества трудовому коллективу на правах общей долевой собственности на землю и средства производства. АОЗТ «Луч» работал на принципах полного хозяйственного расчета, самоуправления и самофинансирования. Целью деятельности АЗОТ являлась организация производства продукции земледелия и животноводства на основе рационального использования ресурсов предприятия и получения прибыли.

В 1958 году АОЗТ «Луч» было перерегистрировано в закрытое акционерное общество «Луч» по постановлению администрации Уваровского района от 10.03.98 г., а в 2001 году ЗАО «Луч» было перерегистрировано в сельскохозяйственный производственный кооператив «Луч».

В 1997-1999 гг. произошел массовый выход жителей с. Энгуразово со своими земельными паями из состава акционерного общества.

В селе Энгуразово стали работать ООО «Гранит» и 5 крупных крестьянских фермерских хозяйств. Энгуразовцы сдали свои земельные паи в аренду этим фермерам. Первыми фермерами были Курамшин Али Ахметкеримович, Бахтеев Ахтям Кадирович, Белоусов Алимжан Шагитович, Халеков Умяр Бякярович, Ханбеков Анвяр Ибрагимович.

Если в других районах и селах фермерства развалились, у нас же они процветают. Фермеры обеспечивают работой жителей нашего села. На полях выращиваются сахарная свекла, зерновые культуры и подсолнечник. Земли бережно и по-хозяйски обрабатываются, и в награду за это дарит людям богатые урожаи.

У этих фермеров прекрасные организаторские качества и настойчивость, иначе преодолеть столько трудностей, что у них было на пути, было бы невозможно.

В настоящее время в селе 150 дворов и население около 400 человек. А более 600 человек из нашего села живут в городах: Красноярск, Москва, Тамбов и много в Тамбовской области. Это связано с тем, что, получив образование, они не могут остаться в селе, им нужна работа, поэтому и уезжают.

Рождаемость в нашем селе тоже упала. Если раньше в семье было по 5-7 человек детей, то теперь 1-2 ребенка. На сегодняшний день у нас только в одной семье 7 человек детей. Это у Курамшиных Ахтяма Ахметалимовича и Алии Алимжановны.

До 1992 года население села Энгуразово находилось в составе совхоза «Луч» Уваровского района Тамбовской области. В этот период была построена средняя школа, много домов для рабочих совхоза, были возведены новые коровники.

Но с 1992 года стали выделять рабочим совхоза земли в собственность. И с этого времени стали создаваться фермерские хозяйства. Первыми фермерами были Белоусов Алимжан Шагитпович, Бахтеев Ахтям Кадирович и Курамшин Ахтям Ахметкеримович. А теперь весь земельный фонд находится в фермерских хозяйствах. Их в селе всего восемь, кроме первых трех еще пять: это Ханбеков Анвяр Ибрагимович, Багдашкин А.А., Давыдов А.А., Халеков У.Б., Халеков А.Х.

Трактористы и комбайнеры работают у этих фермеров, а женщины обрабатывают свеклу. Люди получают заработную плату по выработке и денежные паи за земли.

В 2007 году в село провели газ, построили мечеть и пока работает средняя школа. Поэтому в настоящее время Энгуразово — фермерское поселение.

Однако несмотря на положительные социально-экономические сдвиги, население Энгуразово в настоящее время не увеличивается, а уменьшается, т.к. молодежь в селе не работает. Большинство учащихся, закончив школу, поступают в техникумы и университеты, и, получив дипломы, стараются устроиться по специальности. В 2001–2002 годах многие жители Энгуразово семьями уехали в Москву или Тамбов, да и рождаемость упала. Раньше в каждой семье было по 5-7 детей, а теперь больше 2-х детей никакая семья иметь не решается. Только одна семья в селе имеет семь детей. В 1980 годы в школе было более 200 учеников, а теперь в школе учится всего 50 детей.

Энгуразово имеет право называться селом потому, что есть мечеть. Как только поселились в этом месте, по воспоминаниям стариков, первое что сделали, это построили мечеть. Но здание долго не простояло, оно сгорело. Потом было построено новое здание мечети.

Первым муллой был Бахтеев Хасан Бякярович. После его смерти службу вел его сын Бахтеев Хаким Хасанович. А с 1911 года его внук Бахтеев Ибрагим Хакимович. Он же обучал детей арабскому языку, чтобы они могли читать Коран в оригинале, учил читать намаз. Муэдзином в его время был Курамшин Шакир Хуснеддинович. Он призывал с минарета 5 раз в день людей молиться.

После Великой Отечественной вофны руководители района пытались закрыть мечеть, но население этому воспротивилось, и люди продолжали молиться.

 С 1929 года ходили в мечеть в основном старики, только в большие праздники, такие как Ураза-Байрам, Курбан-Байрам собирались в мечети все мужчины села молиться. В 1962 году Бахтеев Ибрагим Хакимович умер, службу продолжил Багдашкин Акбяр Сабержанович, а муэдзином был Ханбеков Хикмет Рахметуллович.

 

С 1972 по 2000 год прослужил муллой Ганцов Алим Фетхуллович.

В настоящее время службу несет Курамшин Рустам Умярович. Он несколько месяцев учился в Соборной мечети г. Москвы, а дома продолжает обучать его бабушка, как провести праздники, выполнять обряды. Его бабушке Багдашкиной Азизе Сабержановне 94 года, но у нее очень хорошая память, до сих пор прекрасно видит и очень грамотная. Она учит и свою дочь Муртазину Магинюр Акбяровну, как проводить обряд похорон.

 

Старое здание мечети ремонтировали несколько раз, но дальше продолжать молиться было уже опасно.

В 1995 году мужчины нашего села собрались в мечети и решили начать постройку новой мечети. Инициативу взял на себя еще совсем молодой человек Муртазин Рашид Анвярович. Он оформил всю документацию на постройку мечети и стал собирать деньги. Сдавали деньги кто сколько мог, кто 100 руб., кто 1000, а кто и больше. Большой вклад в строительство мечети внесли фермеры Бахтеев Ахтям Кадирович, Белоусов Алимжан Шагитович, Халеков Умяр Бякярович, Курамшин Али Ахметкеримович, Ханбеков Анвяр Ибрагимович. А председатель колхоза в Ржаксинском районе Ханбеков Ахтям Ибрагимович помогал не только деньгами, но и техникой. Деньги вносили не только те, кто сейчас живет в селе, но и те, которые живут и работают в Тамбове, в Уварово, в Москве, в Красноярске.

И вот 2004 году впервые провели праздник Курбан-Байрам в новом здании мечети.

Дальше мне хотелось бы описать несколько наших праздников, как Ураза-Байрам, Курбан-Байрам и Мавлид-ан-Наби.

Как было выше сказано, жители этого села – татары. Вера у нас ислам. «Ислам» - арабское слово в буквальном смысле означает послушание, покорность, предание себя Аллаху. Слово «Ислам» имеет и другое значение – мир, мир между людьми, мир между человеком и Аллахом, мир между телом и разумом. Коротко и емко отражает суть учения Ислама правило: Ислам – это вера и творение добрых дел.

Наша вера состоит из пяти столпов:

  1. Вера в Единого Создателя Аллаха.
  2. Совершение намаза 5 раз в день.
  3. Третьим фундаментальным предписанием Ислама является обязательная милостыня – закят (1 часть от 40).
  4. Ураза – пост.
  5. Хадж – если есть возможность, совершение паломничества к священной Каабе в Мекку.

Пост – одно из условий Ислама. Соблюдение поста месяца Рамазана предписано каждому разумному, совершеннолетнему мусульманину. Пост является лучшим средством искупления грехов, совершенных в течение года. Это средство для обуздания страстей, происходящих из животного начала в человеке (нафс). Во время поста верующий освобождается от инстинктивных пороков и совершенствует в себе человеческое духовное начало.

  1. В этот месяц Аллах через архангела Джабраила ниспослал Пророку Мухаммаду Коран.
  2. В этом месяце началась пророческая миссия Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).
  3. Месяц Рамазан отмечен Благословенной ночью, названной Ляй-лятуль-Кадр (Ночью Предписания, ночью Могущества).
  4. В этот месяц было вменено в обязанность соблюдение поста, посредством которого человек возвышается духовно и самосовершенствуется.
  5. В этот месяц совершается молитва Таравих, за исполнение которой следует большое вознаграждение от Всевышнего.

Как сказал Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) «Рамазан – лучший месяц из всех месяцев года». В течение всего месяца Рамазан мусульмане нашего села соблюдают, предписанный Шариатом (Божьим Законом), пост. От рассвета до захода солнца постящийся воздерживается от приема пищи и стремится сохранить свой язык от сквернословия, а душу – от нечистых помыслов.

Человек, живущий в достатке, у которого нет проблем с пропитанием, не сможет понять голодающего, а не прочувствовав настоящего голода, он не сможет познать истинную ценность благ, даруемых Аллахом. Пост облагораживает душу человека, приучает ее к добру, дисциплине, покорности, терпению и преданности. Человек, соблюдая пост, будет вынужден обуздывать свои желания. Пост является лекарем не только духовной составляющей человека, но он также приносит пользу и физическому состоянию. Он нормализует работу желудка, дает отдых пищеварительной системе, очищает кишечник, выводит из организма различные шлаки и укрепляет его. К тому же пост улучшает работу мозга. Потребность мозга в кровообращении очень велика, он перекачивает одну четвертую ее часть. А при наполненном желудке кровь в мозг поступает в недостаточном количестве, так как желудок начинает эффективно работать и кровь поступает на помощь желудку. В это время мозг функционирует недостаточно, и его возможности резко снижаются, появляется лень и желание сна, и не остается места размышлениям и раздумьям.

Милостыня аль-фитр – необходимое ежегодное воздаяние состоятельных мусульман в конце месяца Рамазан в пользу бедных и нуждающихся.

Когда завершается месяц Рамазан, наступает один из двух крупных праздников Ислама, называющийся праздником Разговения (Ид-аль-Фитр), (Ураза-Байрам). Праздник длится три дня.

Вторым крупным праздником является «Ид-аль-Адха», что означает «праздник жертвоприношения». У нас этот праздник называется «Курбан-байрам». Праздник приурочен к окончанию Хаджа – массового паломничества в Мекку и его окрестности, где расположены великие святыни ислама.

Истоки сегодняшнего праздника уводят нас в глубокую древность, к временам общих прародителей всех верующих – Адама и Хавы. Согласно Священной истории ислама, они соблазненные сатаной, были изгнаны из рая и свою земную жизнь начали вблизи Мекки. Здесь они основали первое поселение людей и первый храм на земле – Каабу. Со временем потомки Адама и Хавы отошли от веры в Единого Бога и стали наряду с Ним почитать и идолов. Постепенно Кааба разрушилась, прекратилось и паломничество в Мекку.

Восстановление Каабы и возрождение Хаджа связано с именем пророка Ибрахима (мир ему) и его сына Исмаила (мир ему). Аллах избрал Ибрахима (мир ему) пророком, даровал ему Писание и мудрость, повел истинным путем.

С преданностью пророка Ибрахима (мир ему) своему Творцу мусульмане связывают и другую историю. Долгое время Сара – жена Ибрахима, с которой он прожил десятки лет, оставалась бесплодной и не дарила ему детей. Тогда Пророк, по предложению Сары, женился на ее служанке Хаджар, от которой у него родился сын Исмаил. Но после появления сына Исмаила на свет, Сара постоянно ревновала мужа к сыну и Хаджар. Следуя откровению, полученному от Аллаха, Ибрахим (мир ему) поселил их в Мекке. Однажды пророк увидел сон, во время которого закалывал Исмаила в жертву. Пророк подумал, что таково желание Аллаха и решил выполнить его. Но в тот момент, когда отец «поверг (сына) на лоб» и готовился поднять на него нож, Аллах воззвал: «О, Ибрахим, ты оправдал видение». Так Аллах вознаградил добродеющего Ибрахима (мир ему). Тогда Пророк принес в жертву овцу. Этот случай и стал основополагающим при установлении обряда жертвоприношения как составной части Хаджа и запрета убивать людей. Согласно традиции один человек приносит в жертву одну овцу, а группа от одного до семи человек – одного верблюда или одну голову крупного рогатого скота. Животные, приносимые в жертву должны быть здоровыми и не иметь изъянов. Мясо жертвенного животного, согласно предписанию Шариата, делят на три части: одну раздают бедным, из второй части готовят угощение для родных, соседей, друзей, а третью оставляют себе. Этот праздник длится 4 дня.

Еще значимым праздником является «Мавлид-ан-Наби» - «рождение Пророка». Праздник приурочен к дате кончины Пророка 12-му Раби-аль-авваль, ибо смерть, согласно Исламу, это не что иное, как рождение для вечной жизни.

Известно, что до начала Откровения нашему Пророку, человечество пребывало в состоянии темноты и невежества. Наставления Аллаха предыдущим народам были позабыты, все страны света были охвачены варварством и злодеяниями. Даже в Мекке жестокость достигла предела, безнравственность стала предметом гордости. Рождение Пророка Мухаммада явилось предвестником прихода истинной веры – Ислама.

В нашем селе празднуют все эти праздники и до сих пор проводят такие обряды, которые связаны с рождением ребенка, проведением свадьбы и похоронно-поминальный обряд.

 

Праздник имянаречения первый в жизни каждого мусульманина.

Когда рождается ребенок, собирается вся родня, и приглашают муллу. Он читает в ухо новорожденного Азан, то есть говорит ему о том что он рожден в семье мусульман, и называет имя, которое говорят родители, а потом мулла отдает ребенка отцу и всех гостей угощают.

Если же рождается мальчик, то его ждет еще один обряд. Это обрезание. Этот обряд желательно провести до 3-х лет.

До 1983 года этот обряд выполнял Курамшин Биня Идрисович. Он был самоучкой. За все время его работы ничего плохого не произошло, и все-таки теперь родители не решаются доверять своих детей самоучкам, а проводят обрезание в больнице. Хирурги берутся за это дело. Так мальчик становится мусульманином. Это один из признаков мусульманина.

По достижении совершеннолетия девушки выходили и выходят замуж, а юноши женятся. Но лет 50-60 назад этот обряд проводился иначе, чем сейчас. Мнение молодых особенно не спрашивали, их свадьбы решались родителями. Со стороны жениха отправлялись сваты к его девушке, чтобы попросить ее родителей руку дочери.

В этот день они договаривались о запое. Где-то через месяц или два проводили запой. Гуляли в доме невесты. Но невеста пряталась за занавеской, ее лица не видели. В день запоя решали, когда будет свадьба. Свадьбы длились по 5 дней. Первый день гуляли только девушки. На второй день проводили Никах (кибен) - благословление брака. Жених со своими дружками приходил в дом невесты, а там уже был мулла и гости со стороны невесты, невеста же сидела за занавеской. Мулла читал молитву и спрашивал 3 раза жениха: «Алден’ме?» (Согласен ли?) он отвечал: «Алдем» (Согласен), а невесту «Барден’ме?» (Согласна ли?), она отвечала из-за занавески «Бардем» (Согласна).

Мулла пил чай и уходил, а жених с друзьями и родными оставались у невесты и гуляли. В это время за занавеской подруги наряжали невесту в национальную одежду: длинное платье, камзол (безрукавка) красиво сшитая и украшенная, через плечо одевали чапок с монетами и на голову надевали колпак, на колпак накидывали белый шелковый платок, а сверху накрывали тюлевой вуалью. (См. приложение)

Уже к концу гулянья в этот вечер жених заходил за занавеску за своей невестой. Он выводил невесту, и они стояли перед родственниками, которые пели и плясали перед ними и клали на голову невесты деньги, конечно, дарили и подарки. Часа через 1,5 жених уводил невесту к себе домой. Так заканчивался 2-ой день. На 3-й день родители жениха с родственниками приглашались в дом невесты и гуляли там, а 4-й день наоборот. На 5-1 день молодые с друзьями шли в дом невесты и гуляли там, в этот же вечер приглашали подруг и друзей невесты в дом жениха. Так заканчивалась свадьба.

Кроме законной свадьбы был и такой обычай как кража невесты. Кражу проводили по договору. Жених и невеста договаривались, что она сама выйдет, и они поедут куда-нибудь на несколько дней и будут жить, потом будет свадьба. Так происходило, если молодые любили друг друга, а родители кого-то из них были против. Иногда же молодому человеку нравилась девушка, а ей он не нравился. В этих случаях тоже крали и увозили в другую деревню. Она была вынуждена согласиться, потому что боялась, что после никто к ней не подойдет.

Теперь же кражи невест нет. Да и свадьбы в соответствии с модными нововведениями стали проводить в ресторанах, но обряд Никах (Кибен) проводится обязательно, и все равно так же на свадьбах поют татарские песни, пожелания, речи в честь молодых также произносятся на татарском языке.

 

Похороны проводят тоже по мусульманским обычаям.

В дом пришло горе - умер родной человек, но у мусульман не принято долго оплакивать покойника, так как считается что жизнь на земле это лишь небольшое испытание, которое человек должен с честью вынести, и должен готовить свою душу к жизни в раю. Поэтому человека стараются как можно быстрее похоронить, но все же похороны нельзя проводить после захода солнца. Если человек умирает к вечеру или ночью, до следующего утра старые люди собираются и читают молитвы. Утром приходит мулла, читает молитву, и люди идут рыть могилу. Для того чтобы вырыть могилу, не надо никого просить, помочь в похоронных делах жители села считают своей почетной обязанностью. После того как могила готова, начинают омывать покойника. Женщин омывают женщины, мужчин – мужчины. Во время омывания читаются молитвы. Потом на него надевают обрядное платье, которое выкраивают и шьют вручную под руководством старейших бабушек села, чтобы было ниже колена у мужчин, а женщинам надевают длинное платье.

Если до купания все могут зайти попрощаться с покойником, то после купания это уже невозможно.

 Снова мулла читает молитву, покойника кладут на специальные носилки, которые украшаются яркими цветными тканями близкие родственники-мужчины берутся и несут его на руках, через каждые сорок шагов читая определенные молитвы, и так до самого кладбища. А на кладбище его опускают в могилу, у мусульман нет гробов. Могила роется таким образом: там есть ниша, куда кладут покойника, эту нишу закрывают досками. В течение трех дней в доме умершего траур, в этом доме никто не принимает пищу, не ведет разговоров, не включается телевизор.

Поминки проводят через 3 дня, 7 дней, 21 день, 40 дней и через 1 год. Потом поминают ежегодно. На поминки готовится национальная еда, обязательно подается чай со сладостями. Считается, что чем лучше родственники умершего угостят собравшихся, тем лучше он будет чувствовать себя на том свете.

И все- таки основной целью поминок является чтение молитв в память об усопшем. На каждый день поминок существуют свои молитвы.

В Коране говорится, что Аллах решает судьбу усопшего на 52 день после смерти, и именно в этот день человеку приходится ответить за все свои грехи. В этот вечер близкие родственники собираются и читают молитвы, чтобы усопшему было легче перенести муки.

Таким образом, живя среди русских наш народ сумел сохранить свою самобытность, устный родной язык, нравы и обычаи, свою культуру.

Наш народ всегда отличался трудолюбием и умением жить мирно в русском окружении, при этом не раствориться и не затеряться на исторических перекрестках.

Уважаемые посетители сайта!

Если информация, представленная на нашем сайте была для Вас полезной и интересной, просим Вас внести свою скромную лепту и поддержать этот некоммерческий проект:

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz